Олагуэ, Бартоломе де
.... - 1658

Назад

Olagüe, Bertolomeu de

  • Дата рождения: неизвестна
  • Место рождения: вероятно, Страна Басков (Испания или Португалия)
  • Дата смерти: февраль 1658 года
  • Место смерти: Сантьяго-де-Компостела (Испания)

Биография

Бертоломеу де Олагуэ был испанским или португальским композитором XVII века, предположительно баскского происхождения. Его имя встречается в документах лишь в связи с церковной службой. 20 июня 1644 года он был назначен капельмейстером (maestro de capilla) в кафедральном соборе города Бургос. В марте 1651 года Олагуэ получил аналогичную должность в кафедральном соборе Сантьяго-де-Компостела, где оставался до своей смерти в феврале 1658 года.

Несмотря на то, что сведения о его жизни крайне ограничены, сохранившиеся сочинения демонстрируют широкий кругозор и владение как полифоническими, так и характерными для Иберийского полуострова жанрами.

Творчество

От Бертоломеу де Олагуэ сохранилось 24 органных пьесы, записанные в рукописи Libro de cyfra (Книга цифрованной нотации). Среди них: 11 тьентосов (называемых «obra» или «registro»), 5 энтрадас, 3 цикла версетов на каждый литургический тон, 2 гимна, 1 жанровая пьеса "jácara" (жара, испанский танцевальный жанр), 1 "toada" (мелодия) и 1 "canção" (песня). Эти сочинения были транскрибированы Хадсоном, а одна пьеса опубликована в антологии Марио Кастнера "Silva ibérica de música para tecla de los siglos XVI, XVII y XVIII" (Иберийское собрание музыки для клавишных XVI, XVII и XVIII веков, Майнц, 1954, т. I).

Кроме органных произведений, Олагуэ написал как минимум одну мессу для девяти голосов. В инвентаре около 1715 года упоминается также месса для восьми голосов (пока не подтверждена). Дополнительно ему принадлежат три рождественских виллансико, а также ряд сочинений, сохранившихся в рукописях в архивах Сеговии.

Музыка Олагуэ объединяет строгие формы полифонии с ярко выраженным иберийским колоритом. Его тьентосы построены на основе богатой контрапунктической техники, в то время как жанровые пьесы ("jácara", "toada", "canção") отражают связь с народной музыкальной традицией. Такое сочетание делает его творчество ценным свидетельством развития церковной и органной музыки Испании середины XVII века.

Произведения

  • 11 тьентосов ("obra"/"registro") (тьентосы)
  • 5 "entradas" (вступления)
  • 3 цикла версетов для каждого литургического тона
  • 2 гимна
  • "jácara" (жара, испанский танцевальный жанр)
  • "toada" (мелодия)
  • "canção" (песня)
  • Missa (Месса) для 9 голосов
  • Missa (Месса) для 8 голосов (упомянута в инвентаре, но не подтверждена)
  • 3 рождественских "villancicos" (виллансико)

Ноты сочинений Бартоломе де Олагуэ на сайте библиотеки IMSLP