Океовер, Джон
1610 - 1663
Назад
Okeover, John
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Окевер был английским органистом и композитором середины XVII века. Он, вероятно, был сыном Джона Окевера-старшего (около 1595, Вустер – около 1649, Уэлс), который с 1620 года служил органистом и викарий-хористом в кафедральном соборе города Уэлс, позднее стал наставником хора мальчиков и в 1633 году получил степень бакалавра музыки в Оксфорде.
Джон Окевер-младший стал органистом в соборе Глостера 25 апреля 1640 года, хотя его имя встречается в финансовых книгах собора уже с 1635 года. В это время там был установлен новый орган, построенный мастером Томасом Дэлламом. Инструмент оценивал известный композитор Томас Томкинс, который с 1639 по 1641 годы неоднократно посещал собор; вероятно, Окевер лично общался с ним.
В 1642 году Окевер женился на Мэри Миллс. У них в 1656 году родился сын Джон. К 1651 году композитор оказался в тяжелом материальном положении; несмотря на то, что он сочувствовал парламентской партии, в 1655 году был вынужден принять статус получателя церковного пособия на прежнем соборном основании. После Реставрации он переехал в Уэлс, где продолжил свою деятельность. В июле 1663 года в счетных книгах собора имя его преемника, органиста Джона Брауна, заменило имя Окевера, что указывает на его смерть к этому времени. Между 1664 и 1665 годами Мэри Окер получала выплаты за их сына, который пел в хоре мальчиков.
Творческая деятельность Окевера носила скорее локальный характер, чем общенациональный. Его инструментальная музыка для консортов сохранилась лишь в рукописных сборниках глостерского переписчика Джона Мерро (ум. 1639). В документах Королевской капеллы имя Окевера не встречается. Тем не менее, он был знаком с сочинениями ведущих придворных композиторов, таких как Уильям Бёрд и Орландо Гиббонс: их произведения в большом количестве включены в партбуки, составленные Окевером в Глостере.
До наших дней полностью дошло лишь одно церковное сочинение Окевера — четырёхголосный полный гимн "Grant, we beseech thee, merciful Lord" (Даруй нам, умоляем Тебя, милостивый Господь). Остальные сохранились фрагментарно, в рукописях, связанных в основном с западными графствами Англии. Его гимны не вошли в печатные сборники того времени, такие как антология Джона Барнарда "Selected Church Music" (Избранная церковная музыка, Лондон, 1641) или труд Джеймса Клиффорда "The Divine Services and Anthems" (Божественные службы и гимны, Лондон, 1663). Один из источников представляет собой рукописный экземпляр сборника Барнарда, к которому добавлены новые сочинения, включая незаконченное стиховое переложение 21-го псалма "The king shall rejoice" (Возрадуется царь).
Музыкальный язык Окевера в церковных сочинениях достаточно консервативен: он строит свои произведения как череду имитационных разделов, что напоминает стиль Томаса Морли, Орландо Гиббонса и Томаса Уилкса, хотя и без их выразительности. Например, начало "The king shall rejoice" явно перекликается с одноимённым сочинением Джона Томкинса.
В инструментальной музыке Окевер проявил себя ярче. Его фантазии для виолов сопоставимы по качеству с произведениями более известных современников — Джона Копрарио, Альфонсо Феррабоско, Генри Лоуса и Дженкинса. Трёхголосные фантазии отличаются запоминающимися темами и мастерской полифонической разработкой. Гармонический язык композитора был консервативным, но ясным и устойчивым. В этих сочинениях можно услышать влияние печатных трёхголосных фантазий Гиббонса, например, в регистральных решениях и включении эпизодов в размере sesquialtera. В верхних партиях Окевер часто писал удобные для исполнения на скрипке мелодии, а басовые линии были активны и иногда напоминали клавирные фактуры.
Ноты сочинений Джона Океовера на сайте библиотеки IMSLP