О'Каролан, Турлоу
1670 - 1738
Назад
Турлоу О'Каролан (Turlough O'Carolan) - Ирландский арфист и композитор
Родтлся в 1670 году, Ноббер, графство Мит - умер в 1738 году, Баллифарнон, графство Роскоммон.
Он был одним из многочисленных арфистов, зарабатывавших на жизнь странствующими музыкантами; вероятно, он был последним из них, кто сочинял музыку, и единственным, о ком много известно. Его отец, Джон О'Каролан, был фермером, занимавшимся натуральным хозяйством, или, возможно, кузнецом. Когда О'Каролану было около 14 лет, семья переехала в Баллифарнон, где Джон О'Каролан был нанят семьей Макдермотт Роу из Олдерфорд-хауса. Миссис Макдермотт Роу проявила интерес к мальчику и дала ему некоторое образование. Когда в возрасте 18 лет он ослеп от оспы, она отдала его в ученики к арфисту по имени Макдермотт Роу. Она содержала его в течение трех лет обучения, а когда в 21 год он был признан законченным учеником, она предоставила ему проводника, лошадь и немного денег, чтобы он мог начать свою профессиональную карьеру. Когда О'Каролан покинул Баллифарнон, у него и в мыслях не было заниматься композиторством; он был всего лишь исполнителем, причем не очень хорошим, поскольку начал играть на арфе слишком поздно, чтобы овладеть сложной техникой игры на инструменте с проволочными струнами. Однако в самом первом доме, который он посетил, – в доме сквайра Джорджа Рейнольдса из Лох–Сгура, графство Литрим, - его убедили заняться сочинением песен. Так он написал свой первый альбом "Sheebeg and Sheemore" и продолжал писать песни до конца своей жизни. У него была привычка сочинять мелодию по дороге в дом своего покровителя, а затем сочинять к ней подходящие слова. Песня будет готова к исполнению, когда он прибудет в пункт назначения. О'Каролан женился на Мэри Магуайр из компании Co. Фермана, и у них была семья из шести дочерей и одного сына. Они поселились на небольшой ферме недалеко от Мохилла, графство Литрим, хотя О'Каролан часто отсутствовал, проводя большую часть времени в разъездах по стране. Он также много выступал в Дублине и был дружен с Джонатаном Свифтом и многими другими ведущими фигурами того времени. Он вернулся, чтобы умереть в доме своего самого раннего друга и покровительницы миссис Макдермотт Роу, и огромное количество людей на его похоронах свидетельствовало о его славе. Большая часть музыки О'Каролана, написанной в танцевальном ритме, веселая и оживленная, отражает его собственный открытый темперамент. В его произведениях прослеживается влияние ирландских народных мелодий, традиционной ирландской арфовой музыки и итальянской художественной музыки. Он был необычен среди ирландских арфистов тем, что искал музыкального вдохновения за пределами местных традиций. Он был знаком с музыкой итальянских композиторов своего времени, таких как Вивальди и Корелли, и находился под большим влиянием музыки Джеминиани, с которым почти наверняка познакомился в Дублине. Большая часть его музыки основана на итальянских формах, с последовательностями и имитациями: в некоторые из его длинных пьес в качестве кода добавлена быстрая джига в манере Корелли. Сохранилось около 200 арий О'Каролана, как инструментальных пьес, так и песен, во многих случаях с его словами, но, к сожалению, большинство из них написаны только в виде одной строки, так что точно неизвестно, как он гармонизировал или сопровождал свои мелодии. Ключ к решению этой проблемы, возможно, кроется в неполном сборнике музыки О'Каролана, хранящемся в Национальной библиотеке Ирландии. Из-за отсутствия титульного листа до недавнего времени считалось, что эта книга была опубликована в начале 1720-х годов, но изучение водяного знака показало, что книга датируется самое раннее 1743 годом. Кажется почти несомненным, что это фрагмент собрания сочинений О'Каролана, опубликованного в 1748 году его сыном в сотрудничестве с доктором Патриком Делани из Тринити-колледжа в Дублине, полная копия которого до сих пор не найдена. Будучи сам арфистом, сын О'Каролана должен был знать, как играл его отец, и аранжировка музыки в этой книге, возможно, дает представление о собственном методе исполнения О'Кароланом и об ирландском традиционном стиле игры на арфе в целом. Мелодии сопровождаются однострочным басом. Характерными особенностями являются отсутствие традиционной гармонии и подвижные басы, которые часто находятся в октавах с высокими частотами и часто предвосхищают мелодические линии или вторят им. Самой ранней коллекцией, содержащей мелодии О'Каролана, был Сборник самых знаменитых ирландских мелодий, изданный братьями Нил в 1724 году. Мелодии О'Каролана также можно найти в любой коллекции старинных ирландских мелодий.
Ноты сочинений Турлоу О'Каролана на сайте библиотеки IMSLP