Нуциус, Иоганнес
1556 - 1620

Назад

Nucius, Johannes

  • Дата рождения: около 1556 года
  • Место рождения: Гёрлиц, Нижняя Силезия, Германия
  • Дата смерти: 25 марта 1620 года
  • Место смерти: Химмельвиц близ Штрелитца, Верхняя Силезия (ныне Стшельце-Опольске, Польша)

Биография

Иоганнес Нуциус — немецкий композитор и теоретик. Он был частным учеником по композиции Йоханнеса Винклера, который стал кантором гимназии в Гёрлице в 1573 году. Даже спустя 40 лет он высоко ценил обучение Винклера, принципы которого, как он писал во введении, легли в основу его Musices poeticae. Около 1586 года принял обеты цистерцианского монаха в монастыре Рауден, Верхняя Силезия, где, вероятно, получил широкое гуманистическое образование, оказавшее влияние на его последующие труды. К 1591 году стал дьяконом в Раудене и в том же году опубликовал первую из своих двух книг мотетов, посвящённую своему аббату. В 1591 году также стал аббатом небольшого монастыря Химмельвиц. В 1598 году, чтобы посвятить больше времени композиции и писательской деятельности, делегировал многие административные обязанности одному из приоров. В последние два года жизни активно участвовал в восстановлении монастыря и церкви после разрушительного пожара 22 июня 1617 года, уничтожившего более половины зданий. Смерть наступила после тяжёлой болезни и слепоты.

Творчество

Несмотря на изоляцию от основных центров музыкального развития, Нуциус достиг определённой известности, в основном благодаря своему теоретическому труду. Например, Opusculum bipartitum Иоахима Туринга (1625) во многом основано на его работе, ссылки на него встречаются в Syntagma musicum Преториуса (1618), Critica musica Маттезона, I том (1722–23) и Musicalisches Lexicon Вальтера (1732).

Musices poeticae по сути является учебником контрапункта. Книга делится на девять глав:

  1. «О определении поэтической музыки: о различии сортировки и композиции»
  2. «О консонансах и диссонансах»
  3. «О последовательностях консонансов и других родственных вопросах»
  4. «О применении или расположении диссонансов»
  5. «Что есть звуки?»
  6. «О практике соединения нескольких голосов»
  7. «О некоторых общих правилах, обозначениях четырёх голосов, их свойствах и музыкальных фигурах»
  8. «О формальных клозах и взаимной перестановке голосов»
  9. «О музыкальных ладах»

Содержание теории контрапункта в значительной степени заимствовано из трудов Гаффуриуса и Глареана. Хотя Нуциус, по-видимому, не имел контактов с крупными музыкальными центрами, он был знаком с музыкой многих композиторов XVI века: упоминает работы Жоскена, Иоганна Вальтера, Зенфля, Клеменса non Papa, Хандля, Керле, Ласса, Вэта, Верта и других.

Первая глава, определяя контрапункт, сохраняет различие XVI века между compositio и sortisatio (т. е. между написанным и импровизированным контрапунктом к cantus firmus). В ней объясняются три типа контрапункта:

  • simplex — нота против ноты;
  • floridus seu fractus — контрапункт, написанный к cantus firmus;
  • coloratus — контрапункт в обычном смысле линейного письма.

Главы 2–4 содержат стандартные рассуждения о консонансах и диссонансах. Глава 5 рассматривает различные аспекты музыкального звука. В главе 6 Нуциус разбирает практические композиционные приёмы, предлагая студентам начинать контрапункт с тенора и дискана, к которым добавлять бас и альт, и далее обсуждает контрапунктические приёмы, связанные с отдельными интервалами и происхождением названий голосов. В главе 8 рассматриваются каденционные формулы, а в последней главе описываются природа и выразительный характер 12 ладов.

Наибольшую ценность в Musices poeticae представляет седьмая глава, содержащая сведения о музыкальных приёмах, наиболее подходящих для подчёркивания текста. Нуциус первым после Иоахима Бурмейстера применяет риторическую терминологию для объяснения отдельных композиторских приёмов. Он называл их музыкальными фигурами, давая семь основных выразительных приёмов:

  1. commissura — проходная диссонанса;
  2. fuga — различные формы мелодической имитации;
  3. repetitio — повторение мелодического или гармонического фрагмента;
  4. climax — параллельные десятые или терции между двумя голосами;
  5. complexio — повторение начального фрагмента в конце секции;
  6. homioteleuton — вставка внезапной паузы, создающей риторический эффект тишины;
  7. syncopatio — синкопа.

Нуциус также подчёркивал необходимость подчеркивать эмоциональное содержание текста, ориентируясь на:

  1. слова с эмоциональной окраской (laeteri, gaudere, lacrymari, timeri, ridere);
  2. слова движения и положения (stare, currere, saltare, quiescere, salire);
  3. наречия скорости и числа (celeriter, velociter, cito, tarde, bis, semel).

Дополнительно он советовал выражать слова «ночь», «день», «свет» и «тьма» через белую или чёрную нотацию.

Произведения

Теоретические работы

  • Musices poeticae, sive De compositione cantus praeceptiones (Нейссе, 1613)

Сакральная вокальная музыка

  • Modulationes sacrae modis musicis, 5, 6 голосов (Прага, 1591, 2-е издание 1609 как Cantionum sacrarum liber primus)
  • Cantionum sacrarum diversarum vocum, liber secundus, частично 7, 8 голосов (Легница, 1609)
  • Missa super “Cara Theodorum”, 5 голосов
  • Missa super “Vestiva i colli”, 5 голосов
  • Гимн Fit porta Christi pervia, 4 голоса (утрачено)

Ноты сочинений Иоганнеса Нуциуса на сайте библиотеки IMSLP