Нуциус, Иоганнес
1556 - 1620
Назад
Nucius, Johannes

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганнес Нуциус — немецкий композитор и теоретик. Он был частным учеником по композиции Йоханнеса Винклера, который стал кантором гимназии в Гёрлице в 1573 году. Даже спустя 40 лет он высоко ценил обучение Винклера, принципы которого, как он писал во введении, легли в основу его Musices poeticae. Около 1586 года принял обеты цистерцианского монаха в монастыре Рауден, Верхняя Силезия, где, вероятно, получил широкое гуманистическое образование, оказавшее влияние на его последующие труды. К 1591 году стал дьяконом в Раудене и в том же году опубликовал первую из своих двух книг мотетов, посвящённую своему аббату. В 1591 году также стал аббатом небольшого монастыря Химмельвиц. В 1598 году, чтобы посвятить больше времени композиции и писательской деятельности, делегировал многие административные обязанности одному из приоров. В последние два года жизни активно участвовал в восстановлении монастыря и церкви после разрушительного пожара 22 июня 1617 года, уничтожившего более половины зданий. Смерть наступила после тяжёлой болезни и слепоты.
Несмотря на изоляцию от основных центров музыкального развития, Нуциус достиг определённой известности, в основном благодаря своему теоретическому труду. Например, Opusculum bipartitum Иоахима Туринга (1625) во многом основано на его работе, ссылки на него встречаются в Syntagma musicum Преториуса (1618), Critica musica Маттезона, I том (1722–23) и Musicalisches Lexicon Вальтера (1732).
Musices poeticae по сути является учебником контрапункта. Книга делится на девять глав:
Содержание теории контрапункта в значительной степени заимствовано из трудов Гаффуриуса и Глареана. Хотя Нуциус, по-видимому, не имел контактов с крупными музыкальными центрами, он был знаком с музыкой многих композиторов XVI века: упоминает работы Жоскена, Иоганна Вальтера, Зенфля, Клеменса non Papa, Хандля, Керле, Ласса, Вэта, Верта и других.
Первая глава, определяя контрапункт, сохраняет различие XVI века между compositio и sortisatio (т. е. между написанным и импровизированным контрапунктом к cantus firmus). В ней объясняются три типа контрапункта:
Главы 2–4 содержат стандартные рассуждения о консонансах и диссонансах. Глава 5 рассматривает различные аспекты музыкального звука. В главе 6 Нуциус разбирает практические композиционные приёмы, предлагая студентам начинать контрапункт с тенора и дискана, к которым добавлять бас и альт, и далее обсуждает контрапунктические приёмы, связанные с отдельными интервалами и происхождением названий голосов. В главе 8 рассматриваются каденционные формулы, а в последней главе описываются природа и выразительный характер 12 ладов.
Наибольшую ценность в Musices poeticae представляет седьмая глава, содержащая сведения о музыкальных приёмах, наиболее подходящих для подчёркивания текста. Нуциус первым после Иоахима Бурмейстера применяет риторическую терминологию для объяснения отдельных композиторских приёмов. Он называл их музыкальными фигурами, давая семь основных выразительных приёмов:
Нуциус также подчёркивал необходимость подчеркивать эмоциональное содержание текста, ориентируясь на:
Дополнительно он советовал выражать слова «ночь», «день», «свет» и «тьма» через белую или чёрную нотацию.
Теоретические работы
Сакральная вокальная музыка
Ноты сочинений Иоганнеса Нуциуса на сайте библиотеки IMSLP