Ниверс, Гийом Габриэль
1632 - 1714
Назад

Гийом Габриэль Ниверс (Guillaume Gabriel Nivers) - французский органист, композитор и теоретик
- Родился в 1632 году - Париж.
- Умер 30 ноября 1714 г. - Париж.
Он происходил из зажиточной семьи; его отец, “парижский буржуа”, был фермером епископа. Он женился в 1668 году, и у него родился сын. О его музыкальном образовании ничего не известно, хотя предполагается, что это Гийом Ниверс, получивший степень магистра в Парижском университете в 1662 году. В начале 1650-х годов он стал органистом церкви Сен-Сюльпис и занимал этот пост до самой своей смерти. Позднее он занял еще три высокооплачиваемые должности: 19 июня 1678 года он был назначен одним из четырех органистов королевской капеллы; в 1681 году он сменил Дю Мона на посту учителя музыки королевы, а в 1686 году ему было поручено заведовать музыкой в Королевском доме Сен-Луи, монастырской школе в Сен-Сире для юных леди благородного происхождения. Несмотря на некоторые трения с основательницей школы мадам де Ментенон, о которых свидетельствует ее переписка, он продолжал работать на этом последнем посту в сотрудничестве с Моро и Клерамбо до самой своей смерти, создавая и дирижируя песнопениями и мотетами в часовне и участвуя в качестве клавесиниста в различных драматических постановках, в частности в "Эстер и Аталии" Расина. Его завещание, датированное 1711 годом, дает подробную картину комфортных условий его последних лет, а также его благочестия и преданности церкви. "Три органные книги" Ниверса были первыми опубликованными работами, в которых были представлены отличительные стили и формы французской органной школы конца 17-го и начала 18-го веков, и большинство последующих публикаций, похоже, были созданы по их образцу. Отличительная черта этой школы заключается в уникальном слиянии трех различных практик: тех, которые связаны с католической литургией, современной модой на светскую музыку и хорошо развитым и в высшей степени единообразным французским классическим органом. Все произведения Ниверса представляют собой относительно короткие куплеты, предназначенные для чередования с хором во время богослужения. Они либо расположены сериями в соответствии с восемью церковными обрядами (книги 1 и 3), либо основаны на простых песнопениях мессы, Te Deum и различных гимнах и последовательностях, используемых в настоящее время (книга 2). Среди форм отдельных пьес движения cantus firmus, прелюдии и фуги напоминают о традиционном церковном контрапункте, в то время как дуэты, повторения, уменьшения и диалоги отражают светские сферы танца, инструментального соло или вокальных арий. Все произведения в изобилии снабжены элементами декора, разработанными композиторами лютневой и клавесинной музыки; в то же время все они созданы таким образом, чтобы использовать характерные краски французского органа, будь то полноорганные качества plein jeu или grand jeu, яркие соло на тромпете, корнете, крумхорне, Vox humana и Тирсе, или искрометное чередование различных звуковых групп в диалогах или эффектах эха. Вступительный материал является одним из самых ценных за этот период; в нем рассматриваются режимы, украшения, аппликатура, прикосновения, темп и регистр. Сегодня Ниверса все меньше помнят как композитора духовной вокальной музыки и редактора григорианского хорала. Его работа над песнопениями вписывается в контекст католической реформы, которая способствовала повторному использованию древнего григорианского хорала в различных формах. Он был одним из самых важных музыкантов, вовлеченных в это движение, как композитор-возрожденец, теоретик и педагог. Его всестороннее знание древнего григорианского песнопения вдохновило его писать в самых разных стилях, включая чистейший григорианский стиль, следуя критериям 17-го века (например, "песнопения для Клюни") - форма простого песнопения, украшенная и использующая начальные ноты в стиле простых месс Дю Мона (например, большинство пьес в книгах, написанных для монахинь); и монодоническое песнопение с характерным свободным и изменчивым ритмом, включающим орнаменты и текстовые повторы, называемое "chant varié" или "песнопение по-разному". "мотет" (например, несколько пьес для Сен-Сира или для монахинь, а также "Плач" 1704 года). Он также писал мотеты для одного и двух дискантовых голосов с континуумом, которые благодаря использованию агрементов и нерегулярных ритмов, похожих на речитатив, представляют французский стиль, все еще относительно не затронутый итальянским влиянием. Теоретические работы Ниверса, высоко ценившиеся в его время, до сих пор вызывают большой интерес. Черта композиции была широко известна за пределами Франции, и Броссар высоко отзывался о ней в 18 веке. Это краткий практический трактат, его темы включают интервалы, лады, каденции, написание партий и фугу. Из двух его книг по григорианскому пению более длинная диссертация представляет интерес, поскольку в ней представлена эстетика простого пения 17-го века (что отчасти объясняет его собственные издания) и подробно описана роль органа в литургии. Наконец, его краткий трактат о континуо, один из первых на эту тему, опубликованный во Франции, является полезным руководством по аккомпанементу к мотетам и простому пению “с мудростью и скромностью”.
Ноты сочинений Гийома Габриэля Ниверса на сайте библиотеки IMSLP