Ниве, Гийом Габриэль
1632 - 1714

Назад

Nivers, Guillaume Gabriel

  • Дата рождения: ок. 1632 года
  • Место рождения: Париж, Франция (предположительно)
  • Дата смерти: 30 ноября 1714 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Гийом Габриэль Ниве — французский органист, композитор и музыкальный теоретик. Он происходил из обеспеченной семьи; его отец, «буржуа Парижа», работал фермером при епископе. В 1668 году Ниве женился и имел одного сына. О его музыкальном образовании почти ничего не известно, однако предполагается, что он получил степень магистра в Парижском университете в 1662 году.

С начала 1650-х годов Ниве был органистом церкви Сен-Сюльпис в Париже и оставался на этом посту до конца жизни. Позже он получил ещё три выгодные должности: 19 июня 1678 года стал одним из четырёх органистов королевской капеллы; в 1681 году заменил Дю Монта на посту маэстро музыки при королеве; а в 1686 году получил руководство музыкой в Maison Royale St Louis, школе-приюте при Сен-Сире для девушек благородного происхождения. Несмотря на конфликты с основательницей школы, мадам де Ментенон, он продолжал работать в этом учреждении совместно с Моро и Клермбо, руководя хорами и мотетами, а также участвуя как клавесинист в драматических постановках, например в спектаклях Расина Esther и Athalie. Его завещание 1711 года отражает комфортное положение и религиозную преданность композитора в последние годы жизни.

Творчество

Ниве считается одним из основателей французской органной школы конца XVII — начала XVIII века. Его три Livres d’orgue установили основные стили и формы этой школы, которые позднее использовались другими композиторами. Отличие французской школы заключалось в соединении трёх элементов: католической литургии, светской музыки и традиционного французского классического органа.

Все произведения Ниве — относительно короткие версеты для чередования с хором в богослужении. Первую и третью книги составляют сюиты по восьми церковным модусам, а вторую книгу организовали по хоралам месс, гимнов и последовательностей. Среди форм отдельных пьес выделяются кантус-фирмус, прелюдии и фуги, отражающие традиционное церковное контрапунктическое мышление, а также дуэты, рециты, диминуции и диалоги, заимствующие приёмы светской музыки. Все произведения изобилуют agréments — украшениями, заимствованными из лютневой и клавесинной музыки, и используют богатые тембры французского органа: plein jeu, grand jeu, соло-тембры Trompette, Cornet, Cromorne, Vox humana и Tierce, а также диалоговые и эхо-эффекты.

Помимо органной музыки, Ниве был важным реформатором и редактором григорианского хорала. Он писал монофонические песнопения, вариации на плейн-чант (chant varié), мотеты для одного или двух сопрано с бассо континуо, следуя французской традиции и избегая чрезмерного итальянского влияния.

Произведения

Инструментальные

  • Livre d’orgue contenant cent pièces de tous les tons de l’église («Органная книга, содержащая сто пьес всех церковных тонов», Париж, 1665)
  • 2e livre d’orgue contenant la messe et les hymnes de l’église («Вторая книга органа с мессой и гимнами церкви», Париж, 1667)
  • 3e livre d’orgue des huit tons de l’église («Третья книга органа восьми тонов церкви», Париж, 1675)
  • Три танца для лютни (ок. 1712, приписываются Ниве)

Вокальные

  • Motets à voix seule … et quelques autres motets à deux voix propres pour les religieuses avec L’art d’accompagner sur la basse continue («Мотеты для одного голоса и несколько мотетов на два голоса для монахинь с руководством по аккомпанементу на бассо континуо», Париж, 1689)
  • Песнопения для школы при Сен-Сире (различные гимны и кантаты)

Литургические издания

  • Григорианские хоралы и мессы для монастырей и церквей (разные годы, Париж), включая Graduale romanum, Antiphonarium romanum, Passiones Domini и Les lamentations du prophète Jérémie

Теоретические работы

  • Traité de la composition de musique («Трактат о композиции музыки», Париж, 1667)
  • Dissertation sur le chant grégorien («Диссертация о григорианском песнопении», Париж, 1683)
  • L’art d’accompagner sur la basse continue («Искусство сопровождать бассо континуо»)
  • Méthode certaine pour apprendre le plein-chant de l’église («Метод изучения плейн-чанта церкви», Париж, 1698)

Ноты сочинений Гийома Габриэля Ниве на сайте библиотеки IMSLP