Ньель, Жан-Батист
1690 - 1775
Назад
Niel (Nieil, Nielle), Jean-Baptiste

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Батист Ньель — французский композитор, дирижёр и маэстро. О жизни Жана-Батиста Ньеля сохранилось немного сведений. Первое упоминание о нём относится к 1720 году, когда его ария Quand je plaisais à tes yeux («Когда я нравился твоим глазам») была опубликована в журнале Mercure de France. В эти годы он начал активно участвовать в музыкальной жизни Парижа. В 1728 году его духовное произведение — мотет Lauda Jerusalem («Хвали, Иерусалим») — было исполнено на концертах в Тюильри в рамках Concert Français.
Ньель был дирижёром Парижской Оперы в то время, когда ею руководил Берже, и получил известность прежде всего как автор сценических произведений. Его имя значилось в разделе «Живущие музыканты» (Musicien vivant) в Almanach des spectacles вплоть до 1772 года, где он был обозначен как maître de musique (маэстро музыки).
Главными произведениями Жана-Батиста Ньеля стали два сочинения для музыкального театра. Его балет-героик Les romans («Романы») был с успехом поставлен на сцене Парижской Оперы в августе 1736 года. Спустя месяц, в сентябре, спектакль был возобновлён в расширенном варианте с добавленной новой частью Le roman merveilleux («Чудесный роман»). Второе крупное произведение Ньеля — опера-балет L’école des amants («Школа влюблённых»), премьера которой состоялась в июне 1744 года, а уже в апреле 1745 года постановка была повторена в переработанном и дополненном виде.
Кроме этих двух сценических сочинений, Ньель работал над ещё одним балетом, репетиции которого проходили в 1735 году, однако до публичной премьеры он так и не дошёл. Также ошибочно ему приписывалась опера Жозефа Бодена де Буа Мортье Les voyages de l’Amour («Путешествия Любви», 1736), о чём сообщил Фетис.
Ньель писал духовную музыку: в частности, его мотеты Lauda Jerusalem («Хвали, Иерусалим») и Omnes gentes («Все народы») были исполнены в Париже на концертах Concert Français (1728) и Concert Spirituel (1742). Его клавирные пьесы (Pièces pour le clavecin) упоминались в документах 1736 года, но не сохранились. Известно также о его отдельных ариях, публиковавшихся в XVIII веке в музыкальных антологиях.
Современники отмечали, что успех Ньеля был связан в первую очередь с отличной постановкой и исполнением его сценических произведений. Его музыка, обладая лёгким и изящным характером, иногда напоминала стиль Жана-Филиппа Рамо, однако не отличалась большой оригинальностью.
Сценические произведения
Духовные произведения
Камерная и вокальная музыка
Ноты сочинений Жана-Батиста Ньеля на сайте библиотеки IMSLP