Ньель, Жан-Батист
1690 - 1775

Назад

Niel (Nieil, Nielle), Jean-Baptiste

  • Дата рождения: ок. 1690-е годы
  • Место рождения: Франция (точное место неизвестно)
  • Дата смерти: ок. 1775 года
  • Место смерти: Франция (точное место неизвестно)

Биография

Жан-Батист Ньель — французский композитор, дирижёр и маэстро. О жизни Жана-Батиста Ньеля сохранилось немного сведений. Первое упоминание о нём относится к 1720 году, когда его ария Quand je plaisais à tes yeux («Когда я нравился твоим глазам») была опубликована в журнале Mercure de France. В эти годы он начал активно участвовать в музыкальной жизни Парижа. В 1728 году его духовное произведение — мотет Lauda Jerusalem («Хвали, Иерусалим») — было исполнено на концертах в Тюильри в рамках Concert Français.

Ньель был дирижёром Парижской Оперы в то время, когда ею руководил Берже, и получил известность прежде всего как автор сценических произведений. Его имя значилось в разделе «Живущие музыканты» (Musicien vivant) в Almanach des spectacles вплоть до 1772 года, где он был обозначен как maître de musique (маэстро музыки).

Творчество

Главными произведениями Жана-Батиста Ньеля стали два сочинения для музыкального театра. Его балет-героик Les romans («Романы») был с успехом поставлен на сцене Парижской Оперы в августе 1736 года. Спустя месяц, в сентябре, спектакль был возобновлён в расширенном варианте с добавленной новой частью Le roman merveilleux («Чудесный роман»). Второе крупное произведение Ньеля — опера-балет L’école des amants («Школа влюблённых»), премьера которой состоялась в июне 1744 года, а уже в апреле 1745 года постановка была повторена в переработанном и дополненном виде.

Кроме этих двух сценических сочинений, Ньель работал над ещё одним балетом, репетиции которого проходили в 1735 году, однако до публичной премьеры он так и не дошёл. Также ошибочно ему приписывалась опера Жозефа Бодена де Буа Мортье Les voyages de l’Amour («Путешествия Любви», 1736), о чём сообщил Фетис.

Ньель писал духовную музыку: в частности, его мотеты Lauda Jerusalem («Хвали, Иерусалим») и Omnes gentes («Все народы») были исполнены в Париже на концертах Concert Français (1728) и Concert Spirituel (1742). Его клавирные пьесы (Pièces pour le clavecin) упоминались в документах 1736 года, но не сохранились. Известно также о его отдельных ариях, публиковавшихся в XVIII веке в музыкальных антологиях.

Современники отмечали, что успех Ньеля был связан в первую очередь с отличной постановкой и исполнением его сценических произведений. Его музыка, обладая лёгким и изящным характером, иногда напоминала стиль Жана-Филиппа Рамо, однако не отличалась большой оригинальностью.

Произведения

Сценические произведения

  • Les romans («Романы», балет-героик) — премьера в Парижской Опере 23 августа 1736 года, переработанное издание (с прологом и четырьмя частями) — 23 сентября 1736 года.
  • L’école des amants («Школа влюблённых», опера-балет) — премьера в Парижской Опере 11 июня 1744 года, переработанное издание — 27 апреля 1745 года.

Духовные произведения

  • Lauda Jerusalem («Хвали, Иерусалим», гран мотет) — Париж, Тюильри, май 1728 года.
  • Omnes gentes («Все народы», гран мотет) — Париж, Тюильри, май 1742 года.

Камерная и вокальная музыка

  • Quand je plaisais à tes yeux («Когда я нравился твоим глазам», ария для одного голоса и бассо континуо) — опубликована в Mercure de France, июль 1720 года.
  • Pièces pour le clavecin («Пьесы для клавесина») — упоминаются в 1736 году, утеряны.
  • Арии, опубликованные в XVIII веке в музыкальных антологиях.

Ноты сочинений Жана-Батиста Ньеля на сайте библиотеки IMSLP