Нидт, Фридрих Эрхард
1674 - 1708
Назад
Niedt, Friedrich Erhard

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Фридрих Эрхард Нидт — немецкий композитор, теоретик музыки, юрист, родился и был крещён 31 мая 1674 года в Йене. Происходил из музыкальной семьи; скорее всего, первые уроки музыки он получал от своего отца, который был арфистом в Йене. 14 апреля 1694 года он поступил в Университет Йены, где, по всей видимости, изучал право. Параллельно он обучался музыке у Иоганна Николауса Баха (троюродного брата И. С. Баха). В первой части своего трактата Musicalische Handleitung (1700) он называет себя «императорским нотариусом в Йене», но во второй части того же произведения называет себя просто «музыкантом». Примерно перед 1700 годом он переехал в Копенгаген, но первое достоверное упоминание о нём там датируется 7 мая 1704 года, когда он подал заявку на должность органиста в церкви Святого Николая, однако безуспешно. Примерно в то же время он женился; в 1706 году у него и его жены Анны Доротеи родился сын Фридрих Людвиг, умерший в 1731 году.
Несмотря на относительную неизвестность при жизни, Нидта труды получили значительное распространение после его смерти, в том числе благодаря Иоганну Маттезону, который опубликовал часть III Musicalische Handleitung, а также существенно переработанное второе издание части II в 1721 году. Метод Нидта по обучению континуо (бас с цифрами, General-Bass) в части I содержит двенадцать коротких глав, излагающих основы практики; введение (на 24 страницы) представляет собой сатирический рассказ о крайне консервативном состоянии музыкального образования в Германии, особенно критике обязательного обучения немецкой органной табулатуре.
Часть II трактата, Handleitung zur Variation (1706), содержит обстоятельную информацию о практике импровизации над басом, что было важно для органистов XVIII века. Множество музыкальных примеров показывают, как преобразовать простые басовые последовательности в различные сложные беглые пассажи, как варьировать аккорды правой рукой, как импровизировать прелюдии и различные танцевальные формы. Во втором издании, переработанном Маттезоном, добавлены важные сведения о регистрах более чем шестидесяти органов северной Европы (в основном немецких).
Часть III Musicalische Handleitung завершающая, посвящена композиции: контрапункту, канону, мотету, хоралу и речитативному стилю. Ещё один его труд, Musicalisches A, B, C (1708), представляет собой базовое руководство, в котором обобщаются многие материал из предыдущих частей.
Из музыкальных произведений Нидта почти ничего не сохранилось. Сохранилась мотета Ich will aufstehen und suchen («Я хочу встать и искать»), однако существует спор относительно её авторства, часть источников приписывают её Николаусу Нидту, другому тюрингскому композитору, не связанному с Фридрихом Эрхардом.
Ноты сочинений Фридриха Эрхарда Нидта на сайте библиотеки IMSLP