Николсон, Ричард
1563 - 1639
Назад
Nicholson, Richard

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Английский органист и композитор. Возможно, это тот человек по имени Ричард Николсон, который был хористом в кафедральном соборе Дерема с 1576 по 1580 год, крещение которого зафиксировано в приходском регистре церкви Святого Освальда 26 сентября 1563 года. По всей видимости, всю свою жизнь он провёл в Оксфорде. 23 января 1595 года он был назначен Информатором хористов (а, вероятно, также органистом) в Магдален-колледже, и занимал эту должность до года своей смерти. В 1596 году получил степень бакалавра музыки в Оксфорде. В 1626 году Николсон стал первым преподавателем Музыкальной практики при основании Вильяма Хейтера; эта должность позднее была включена в должность профессора музыки. Он занимал университетскую позицию до самой смерти.
Сохранившиеся сочинения Николсона, хотя их немного, охватывают многие важнейшие жанры эпохи. Его выдающееся произведение — When Jesus sat at meat (Когда Иисус за столом) — расширенный ансамблевый гимн с виольным сопровождением, созданный для праздника Святой Марии Магдалины. Подобно полному гимну O pray for the peace of Jerusalem (Молитесь о мире Иерусалима), оно сохраняется в наборе партитур, являющихся частью оригинальной коллекции музыкальной школы, переданной Хейтером в 1626 году. Другой ансамблевый гимн с виолами — O Lord, consider my distress (Господи, внемли моей скорби) — также дошёл до нас в рукописях школы музыки.
Некоторые произведения Николсона приписываются ему с неопределённой точностью. Четыре мадригала и две светские ансамблевые песни, сохранившиеся анонимно, вероятно, принадлежат ему. Три религиозные ансамблевые песни иногда приписывают ему, но они также встречаются в партитурах 1580-х годов и, скорее всего, принадлежат более раннему композитору.
Наиболее интересным произведением Николсона считается цикл мадригалов для трёх голосов Joan, quoth John, when will it be (Жан, сказал Джон, когда это будет), основанный на популярной елизаветинской романтической истории о Жан и Джоне. Цикл состоит из 11 отдельных частей и описывает ухаживания, болезнь Жан, её кажущуюся смерть, выздоровление и последующее счастье пары. К сожалению, сохранились только два из трёх голосов. Музыкальной связи между циклом мадригалов и одноимённой ансамблевой песней нет.
Произведения Николсона, особенно ансамблевые песни, демонстрируют его дар к мелодии и безупречную технику. Хотя музыка имела ограниченное распространение, его вклад в Triumphes of Oriana подтверждает высокое уважение к нему современников.
Антемы:
Мадригалы:
Цикл мадригалов:
Ансамблевые песни:
Паваны:
Произведения с неопределённой атрибуцией:
Ноты сочинений Ричарда Николсона на сайте библиотеки IMSLP