Нихельман, Кристоф
1717 - 1762
Назад

Кристоф Нихельман (Christoph Nichelmann) - немецкий композитор
- Родился 13 августа 1717 г. - Треуэнбрицен.
- Умер в 1761 или 1762 году - Берлин.
После изучения музыки в своем родном городе Никельман в 1730 году поступил в Лейпцигскую школу Томаса, где учился под руководством И.С. Баха. Он изучал клавишные и композицию у В.Ф. Баха, но в 1733 году уехал в Гамбург, чтобы продолжить свой интерес к опере. Там он изучал французский и итальянский стили, а также общую театральную технику у ведущих музыкальных деятелей - Кайзера, Г.Ф. Телемана и Маттесона. В течение нескольких лет Нихельман чередовал периоды учебы с периодами работы частным музыкантом и секретарем в различных знатных семьях. В 1739 году он переехал в Берлин, чтобы продолжить музыкальную карьеру. После воцарения Фридриха Великого Берлин стал активным музыкальным центром, привлекавшим самых известных музыкантов того времени, и Нихельман продолжил свое обучение у Кванца, королевского преподавателя игры на флейте, и у капельмейстера К.Х. Грауна. В этот период были написаны его первые печатные сонаты для клавира, и в 1745 году он присоединился к К.Ф.E. Бах был одним из двух клавесинистов в королевском учреждении. В соответствии с общим направлением литературной деятельности в Берлине и в ответ на споры о достоинствах французского и итальянского стилей, Нихельман опубликовал в 1755 году обширный трактат, который привлек к себе большое внимание, "Die Melodie, nach ihrem Wesen sowohl, als nach ihrem Eigenschaften". Произведение необычно тем, что в нем основное внимание уделяется мелодии, однако большая часть содержания заимствована из более ранних работ Ж.-Ф. Рамо. Известный под псевдонимом Каспар Дюнкелфейнд подверг его резкой критике в "Книге о любви к тонкому миру" (Нордхаузен, 1755), а Нихельман продолжил дискуссию в "Книге о любви к немецкому Каспару Дюнкелфейнду", посвященной отвращению к мелодии. Уход Нихельмана от двора в 1756 году был связан с этим литературным обменом, но Марпург писал, что он просил об освобождении от королевской службы, и ему было предоставлено такое разрешение. Большинство своих небольших клавишных пьес и песен Нихельман написал в оставшиеся годы пребывания в Берлине, которые осложнились потрясениями Семилетней войны. Самая ранняя дата на любой рукописи Нихельмана - 1737 год, самая поздняя - 1759, что указывает на период быстрой смены музыкальных стилей и превращения Берлина в важный музыкальный центр. Относительная значимость берлинской школы обусловлена несколькими факторами, включая литературу о музыке, созданную в этой стране, и продолжающееся развитие клавишного концерта после его создания И.С. Бахом. Нихельман участвовал в обоих мероприятиях, но его основной вклад пришелся на клавишный концерт, который в то время был еще относительно новым жанром, отражавшим многие изменения в музыкальном стиле, которые стали ассоциироваться с эпохой Просвещения. Его работы в этой области представляют клавишные как сольный инструмент с устоявшейся техникой, способный создавать самые разнообразные музыкальные эффекты. Акцент на структуру фраз и более медленный гармонический ритм, идиоматическая концепция солирующего инструмента и тенденция к сжатым репризам материалов - вот характерные черты концертов Нихельмана, которые позже, в XVIII веке, стали основой для многих инструментальных произведений. Сонаты и другие клавишные пьесы были переизданы во многих изданиях и являются наиболее известными его произведениями. Несмотря на то, что эти сонаты, вероятно, были написаны для дилетантов, они требуют хорошо отработанной техники исполнения, а их клавишное письмо полностью идиоматично. Они состоят из трех частей (быстрая–медленная–быстрая), в которых используется бинарная танцевальная структура, при этом наибольший вес имеют внешние движения. Разные части - это миниатюры, предназначенные для общества, которое ценит такие произведения; среди них есть работы, отличающиеся подлинной жизненностью, такие как "Фантазия в стиле Э". Среди вокальных произведений серенада сына Сципиона пользовалась некоторой популярностью в 18 веке; только вступительная симфония появилась в современной редакции. Кантата и реквием стоят особняком в каталоге творчества Нихельмана, а его 22 песни следует отметить как ранние образцы этого жанра.
Ноты сочинений Кристофа Нихельмана на сайте библиотеки IMSLP