Нихельман, Кристоф
1717 - 1762

Назад

Nichelmann, Christoph

  • Дата рождения: 13 августа 1717
  • Место рождения: Тройненбрицен, Германия
  • Дата смерти: 1761–1762
  • Место смерти: Берлин, Германия

Биография

Кристоф Нихельман был немецким композитором. После изучения музыки в родном городе Нихельманн в 1730 году поступил в Лейпцигскую школу св. Фомы, где учился под руководством И.С. Баха. Он изучал клавир и композицию у В.Ф. Баха, но в 1733 году переехал в Гамбург, чтобы углубить знания в опере. Там он изучал французский и итальянский стили, а также общую театральную технику у ведущих музыкальных деятелей того времени — Кейзера, Г.П. Телеманна и Маттезона. Несколько лет Нихельманн чередовал периоды учёбы с работой в качестве частного музыканта и секретаря у различных знатных семей. В 1739 году он переехал в Берлин для развития музыкальной карьеры. После воцарения Фридриха Великого Берлин стал активным музыкальным центром, привлекавшим известных музыкантов, и Нихельманн продолжал обучение у флейтиста короля Кванца и капельмейстера К.Х. Грауна. Его первые напечатанные клавирные сонаты были завершены в этот период, а в 1745 году он стал одним из двух клавиристов при дворе вместе с К.Ф.Э. Бахом.

В 1755 году, следуя литературной тенденции Берлина и в ответ на споры о достоинствах французского и итальянского стилей, Нихельманн опубликовал трактат Die Melodie, nach ihrem Wesen sowohl, als nach ihren Eigenschaften («Мелодия: по её сущности и по её свойствам»), который привлёк значительное внимание. Псевдонимный автор Каспар Дюнкельфайнд резко критиковал его в Gedanken eines Liebhabers der Tonkunst («Размышления любителя музыкального искусства», Нордхаузен, 1755), на что Нихельманн ответил работой Die Vortrefflichkeit der Gedanken des Herrn Caspar Dünkelfeindes über die Abhandlung von der Melodie («Превосходство мыслей господина Каспара Дюнкельфайнда о трактате о мелодии»). Уход Нихельманна с придворной службы в 1756 году связывают с этим литературным спором, однако Марпург писал, что композитор сам попросил об отставке.

В оставшиеся годы в Берлине, усложнённые Семилетней войной, Нихельманн создавал в основном небольшие клавирные пьесы и песни. Наиболее ранняя датировка его рукописей — 1737 год, последняя — 1759 год. Его творчество охватывает период активных изменений музыкального стиля, а Берлин стал важным музыкальным центром. Вклад Нихельманна особенно значителен в области клавирного концерта, ещё относительно нового жанра того времени, отражавшего многие изменения в музыкальном стиле эпохи Просвещения. Его работы демонстрируют клавир как сольный инструмент с широкой техникой и разнообразными музыкальными эффектами. Характерны внимание к структуре фраз, медленнее гармонический ритм, идиоматичное использование клавира и тенденция к сокращённому повтору материалов — эти особенности позднее стали основой для инструментальной музыки XVIII века.

Сонаты и прочие клавирные произведения многократно издавались и принесли ему наибольшую известность. Хотя они, вероятно, были рассчитаны на дилетантов (см. название первой опубликованной сонаты), их исполнение требует развитой техники, а клавирная запись полностью идиоматична. Сонаты состоят из трёх частей (быстрая–медленная–быстрая) с бинарной танцевальной структурой, причём вес основной падает на внешние движения. Различные миниатюрные произведения предназначались для общества, ценившего подобные работы; среди них встречаются особенно яркие, например Фантазия ми мажор (Fantasia in E, Fantasia ми мажор).

Среди вокальных произведений серенада Сон Сципиона (Il sogno di Scipione, Metastasio) пользовалась популярностью в XVIII веке; современное издание существует только для вступительной симфонии. В каталоге также представлены кантата и реквием, а 22 лидера Нихельманна следует отметить как ранние образцы жанра.

Произведения

Инструментальные

  • 17 концертов, клавир, струнные, 1740–1759, архивы: A-Wgm, B-Bc, D-Bsb, Dlb, ROu, GB-Ckc, US-BE
  • Концерт, скрипка, струнные, D-Bsb
  • Увертюра, B-dur, 2 гобоя, 2 скрипки, альт, бас, D-Bsb [танцевальная сюита]
  • 2 симфонии, F и G, струнные, GB-Lbl
  • Симфония, E, 2 флейты, 2 валторны, 2 гобоя, струнные; оригинал увертюры к Сну Сципиона (Il sogno di Scipione), партитура D-ROu

Клавирные

  • 6 кратких сонат для клавира, особенно для дам (6 brevi sonate da cembalo massime all’uso delle dame, Нюрнберг, 1745/Женева, 1986)
  • 6 кратких сонат для клавира, оп.2 (Brevi sonate da cembalo all’uso di chi ama il cembalo, Нюрнберг, ок.1745/Женева, 1986); переиздание: Шесть коротких сонат или уроков, клавир (Лондон, ок.1770)
  • Соната ля, клавир, в сборнике Тонштюке фюр дас клавир (Берлин, 1774)
  • 6 дополнительных клавирных сонат в автографах: 4 в VI сонатах, D-Bsb; 1, A, F-Pn; 1, G, D-ROu
  • 2 аллегро, E, клавир, в Сборнике новейших произведений для клавира (Raccolta delle più nuove composizioni di clavicembalo, Лейпциг, 1756)
  • Рондо, G, в Малых клавирных пьесах (Kleine Clavierstücke, Берлин, 1760)
  • 4 произведения в Музыкальное многообразие (Musikalisches Allerley, i–vi, Берлин, 1761–1763): Ля гальярда (La gaillarde), Нежная (La tendre), Claviersuite, v; аллегро, E, vi
  • Аллегретто, E; Аллегро, G; Престо, e, в Клавирных пьесах с практическим руководством (Берлин, 1762)
  • 6 менуэтов, 6 полонезов, фантазия E, вариации, D-Bsb

Вокальные

  • Галатея (La Galatea, P. Metastasio), 1740
  • Сон Сципиона, серенада (Il sogno di Scipione, Metastasio), Берлин, 1746; симфония, ред. М. Шнайдер (Лейпциг, 1957)
  • Реквием, 4 голоса, 2 флейты, 2 гобоя, 2 скрипки, альт, бас, D-Bsb
  • Зеффирретти, кантата, сопрано, 2 скрипки, альт, бас, US-Wc
  • Река надежды, ария в Царе-пастухе (Il fiume spre, aria in Il rè pastore, остальное: Фридрих II, Кванц, К.Х. Граун), D-Bsb
  • 22 лидера, 1 голос, клавир, в современных сборниках

Теоретические работы

  • Мелодия: по её сущности и по её свойствам (Die Melodie, nach ihrem Wesen sowohl, als nach ihren Eigenschaften, Данциг, 1755)
  • Превосходство мыслей господина Каспара Дюнкельфайнда о трактате о мелодии (Die Vortrefflichkeit der Gedanken des Herrn Caspar Dünkelfeindes über die Abhandlung von der Melodie, ок. 1756)

Ноты сочинений Кристофа Нихельмана на сайте библиотеки IMSLP