Ноймарк, Георг
1621 - 1681
Назад
Neumark, Georg

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Георг Ноймарк был немецким поэтом и композитором. Он вырос в Мюльхаузене и учился в гимназиях Шлойзингена и Готы. В 1640 году отправился в Кёнигсберг для изучения права в университете, но по пути был ограблен и следующие три года скитался по северной Германии в большой бедности. Он много времени провёл в Гамбурге и в 1641 году преподавал в Киле; в этот период написал свой первый роман. Около 1643 года он прибыл в Кёнигсберг, где, вероятно, познакомился с Генрихом Альбертом и Симоном Дахом.
В 1648 году вновь странствовал: сначала был в Данциге, в 1649–1650 годах — в Торуне (Польша), а позже в Гамбурге и его окрестностях, где познакомился с Ристом. В конце концов он стал канцлером и библиотекарем при дворе герцога Иоганна Эрнста Веймарского, где оставался до конца жизни. Ноймарк был главным поэтом двора, много публиковался, в 1653 году был принят в общество «Fruchtbringende Gesellschaft», а ближе к концу жизни — в Орден Пегницских пастухов.
Ноймарк писал как духовную, так и светскую поэзию, часть которой отличалась высоким художественным уровнем. Он сам положил на музыку многие свои стихи и стал одним из самых изобретательных композиторов песен с континуо в барочной Германии. В его крупнейшей и важнейшей коллекции Fortgepflanzter musikalisch-poetischer Lustwald тексты, преимущественно светские, часто представляют собой творческие вариации на реформированные стихи Опитца, хотя он также экспериментировал с архаичными немецкими стихами.
Хотя некоторые мелодии считаются одними из лучших того времени, многие просты. Некоторые произведения основаны на французских песнях или польских танцах. Большинство песен имеют обязательные партии скрипки и виолы с риторно, которые часто интереснее вокальной линии; здесь Ноймарк вдохновлялся песнями Адама Кригера и виртуозной игрой старшего Иоганна Шопа. Он, вероятно, сам играл на виоле при исполнении своих песен, что отразилось на внимании к этому инструменту. Большинство песен строятся строфически и иногда включают диалог: свадебная танцевальная песня Wie seh' ich nicht Eufrosillen (№84) сочетает двухчастный танец с диалогом, а в Belliflor (№24) два певца исполняют чередующиеся строфы с разными мелодиями, но с одним басом.
Хоралы Ноймарка Wer nur den lieben Gott lässt walten и Ich lasse Gott in allem walten стали стандартными лютеранскими хоралами; первый использован в кантате Баха Gott ist uns're Zuversicht BWV 197 и в кантате Мендельсона, названной по хору.
Ноты сочинений Георга Ноймарка на сайте библиотеки IMSLP