Нойман, Антон
1720 - 1776

Назад

Neumann, Anton

  • Дата рождения: 1720–1730
  • Место рождения: Брно, Моравия (ныне Чехия)
  • Дата смерти: 21/22 ноября 1776
  • Место смерти: Оломоуц, Моравия (ныне Чехия)

Биография

Антон Нойман был немецким композитором моравского происхождения. Музыкальное образование он получил у башенных музыкантов города. В 1758 году женился, а к началу 1759 года стал камергером и музыкальным руководителем при дворе епископа Оломоуца Леопольда Экга (1758–1760) в Кромержиже с годовой зарплатой 350 флоринов. В этом качестве он также служил преемнику Экга, Максимилиану Гамильтону.

В 1763 году Нойман покинул Кромержиж, а в 1764 году участвовал в музыкальном обеспечении коронации Иосифа II во Франкфурте. С 1764 по 1765 год был музыкальным руководителем архиепископа Каетана Шольтика в Кракове. В 1765 году он безуспешно претендовал на должность городского музыканта в Брно. В 1769 году вернулся в Моравию и 1 июля стал музыкальным руководителем Оломоуцкого собора, сменив Йозефа Гурецкого. В этой должности он стремился повысить художественный уровень музыки в соборе за счёт расширения инструментального состава и укрепления авторитета дирижёра, что вызвало недовольство у подчинённых. 16 июля 1769 года женился на второй жене, Юлиане Мюллер из Вены.

Творчество

Во время службы при епископском дворе Нойман, по-видимому, писал только инструментальную музыку: симфонии и струнные трио в стиле предклассики. Инвентаризация оркестра Леопольда Экга 1760 года фиксирует 41 симфонию и 21 трио его авторства. Возможно, он также сочинял потерянные дивертисменты для баритона, альта и виолончели из коллекции Николаса Эстерхази. С 1769 года, начиная с назначения в собор, он, вероятно, начал писать церковную музыку.

Его восемь сохранившихся симфоний имеют три части. Первые части обычно строятся по схематичной сонатной форме с относительно протяжёнными секциями развития. Лучшим у Ноймана были медленные, эмоционально насыщенные движения. Финалы чаще всего трёхдольные и имеют танцевальный характер. Церковная музыка предклассическая по стилю, с активным использованием триолей и декоративных мелодических линий и минимальным контрапунктом.

Произведения

Инструментальная музыка

  • 8 симфоний
  • 6 партий, включая 2 для ангельского рожка, 2 для рожка, 1 для басона
  • 2 струнных квартета
  • 3 струнных трио
  • 1 соната для скрипки и клавесина

Церковная музыка

  • 7 месс
  • 2 реквиема
  • 7 литаний
  • 10 небольших церковных произведений