Нери (Негри), Массимилиано
1621 - 1670
Назад
Neri (Negri), Massimiliano

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Массимилиано Нери был итальянским органистом и композитором барокко. Он родился в семье музыкантов: его отец Джованни Джакомо Негри (активен 1609–1643) служил при дворах Мюнхена, Нойбурга и Дюссельдорфа, а мать Катерина Хеннес преподавала клавесин.
Массимилиано прибыл в Венецию в детском возрасте, вероятно около 1631 года. Имя его учителей по органу и композиции неизвестно. С декабря 1644 по 1664 год он служил первым органистом в базилике Сан-Марко, Венеция. Кроме того, он был органистом в церквях SS Джованни е Паоло (1644–1646 и 1657–1664) и Сан-Катерина (1658).
В 1648 году Джакомо Саранцо, которому был посвящён его опус 1, назначил ему пожизненную пенсию, приблизительно равную заработку в Сан-Марко. В 1658 году Нери предстал перед Советом десяти за то, что позволил вечерне в Сан-Катерина продолжаться до «поздней ночи» (до 20:00), но был оправдан ввиду служебных обязательств в Сан-Марко. Вероятно, он был учителем Карло Гросси, который позже сменил его на SS Джованни е Паоло.
В 1651 году Нери был возведён в дворянство императором Фердинандом III; по всей видимости, в это время он посетил Вену, возможно, по случаю императорской свадьбы. В 1655 году он был назначен маэстро ди музыка в сиротском доме Оспедалетто (или Дерелитти) в Венеции. Весной 1663 года отправился в Кёльн, а летом 1664 года поступил на службу к курфюрсту как органист и капельмейстер. Он находился в поисках должности в Бонне, где жил его брат Джузеппе, каноник, когда умер. Ранее считалось, что смерть наступила в 1666 году, но недавно обнаруженные документы показывают, что Нери всё ещё служил курфюрсту Кёльна в 1670 году.
Массимилиано Нери был значимым композитором инструментальной музыки. Его сонаты и канцоны из опуса 1 отличаются живой фуговой обработкой, виртуозной пассажной работой, а также медленными движениями с грацией и содержанием. Сонаты опуса 2 более смелые и рассчитаны на разнообразные инструменты: корнеты, флейты, фаготы, тромбоны, теорбы и смычковые инструменты всех размеров.
В произведениях для большого ансамбля Нери объединял элементы полихорных канцон Габриели и орнаментированных сонат концертанте Дарио Кастелло; встречаются короткие риторно и концертино для двух-трёх инструментов схожего тембра. Внимание к мотивической детализации делает его поздние сонаты значимым предвестником венецианского концерта начала XVIII века.
Нери внедрял новые приёмы распределения инструментов и облигато-партии, отражая разнообразие музыкальных учреждений и заказчиков. Его стиль формировался под влиянием венецианской практики, а также музыки покровителей в Вероне, Вене и на немецких дворах. В Венеции ему приходилось сочетать требования базилики Сан-Марко, приходских и монастырских церквей Сан-Катерина и SS Джованни е Паоло, сиротского дома Оспедалетто и частных покровителей, таких как Джакомо Саранцо.
Даже несмотря на неполное сохранение источников, инструментальные произведения Нери демонстрируют значительное мастерство в композиции и подготовили почву для развития венецианской инструментальной музыки XVII–XVIII веков.
Ноты сочинений Массимилиано Нери (Негри) на сайте библиотеки IMSLP