Ненна, Помпонио
1556 - 1613
Назад

Помпонио Ненна (Pomponio Nenna) - итальянский композитор
- Крещён 13 июня 1556 г. - Бари.
- Умер до 22 октября 1613 г. - Рим.
Он был сыном Джованни Баттисты Ненны (1508 – после 1565), автора трактата о дворянстве и городского чиновника Бари. Император Карл V на своей коронации в Болонье в 1530 году наградил Ненну-старшего орденом Золотой шпоры с наследственным титулом "Кавалер ди Чезаре", который Помпонио помещал на титульных листах своих изданий. Учителем Ненны, вероятно, был Стефано Фелис; возможно, он учился у Джованни Якопо де Антиквиса, Джованни де Мариниса и Рокко Родио, которые жили в Бари, когда он рос. Его первыми печатными работами были "Четыре вилланеллы" в сборниках 1574 года под редакцией Антиквиса. Его первая книга мадригалов на пять голосов (1582) посвящена Фабрицио Карафе, герцогу Андрии (убитому Джезуальдо в 1590 году), который назначил Ненну губернатором Андрии, близ Бари. Микели заявил, что познакомился с Ненной, когда тот был на службе у Джезуальдо в Неаполе (1594-1599). Часто высказывалось предположение, что Ненна учил Джезуальдо и что – из–за дат публикаций, сходства в стиле и совпадения некоторых фраз в их мадригалах - Джезуальдо находился под его влиянием и заимствовал у него. Три пункта доказывают, что, напротив, именно Ненна находился под влиянием Джезуальдо и позаимствовал его у него, хотя, поскольку его вторая и третья книги мадригалов из пяти частей утеряны, вопрос не может быть решен окончательно. Во-первых, если верить посвящениям Джованни Пьетро Каппуччо пятой и шестой книг Джезуальдо (обе 1611 года), то Джезуальдо написал эти произведения еще в 1596 году, по возвращении из Феррары, но сохранил их от широкого распространения. Во-вторых, Ненна позаимствовал по крайней мере у одного другого композитора (Каччини), и на протяжении всей своей карьеры он адаптировал свой стиль мадригалов к преобладающим вкусам. В-третьих, его трактовка параллельных фрагментов текста менее яркая, чем у Джезуальдо. Сальвио сообщил, что в 1606 году Ненна принимал участие в шахматных играх и общественных мероприятиях в доме дона Ферранте ди Кардоны в Неаполе. Судя по посвящениям его книг-мадригалов, он оставался в Неаполе до 1607 года и к 1608 году был в Риме. Посвящение Николой Тортамано книги четырехголосных мадригалов Ненны, датированное 22 октября 1613 года, говорит о почтении его памяти, так что, вероятно, он умер незадолго до этого. В трех стилевых периодах мадригалов Ненны – тех, которые были определены его ранними работами, ранними годами жизни в Неаполе и поздними неаполитанскими и римскими годами – прослеживаются определенные тенденции: они становятся короче и более имитативными, при этом чаще используются повторения фраз. Самой поразительной особенностью первой пятиголосной книги является то, что можно назвать "каденционным остинато": похожий на каденцию набор аккордов повторяется до десяти раз с равными интервалами в два-четыре полувзвода, иногда образующийся за счет мотивов, повторяемых разными голосами на одинаковых уровнях звучания. Две трети мадригалов начинаются в этой технике. Эффект подобен тому, который создают отголоски в работах Андреа и Джованни Габриэли для cori spezzati. Четвертая и пятая пятиголосные книги Ненны и его четырехголосная книга выдержаны в неаполитанском стиле: они контрастируют с резкой вязью и быстрыми имитационными мотивами, которые часто дублируются в 3-х и 10-х нотах в самых разных комбинациях, но первые менее оригинальны и растянуты, а вторые реже выходят за рамки формы, чем предыдущие в произведениях Джезуальдо. Пятая книга - всего лишь второй сборник, в котором использовано значительное количество текстов Марино: семь произведений - это его постановки. Четырехголосные мадригалы, опубликованные в 1613 году, вероятно, были написаны гораздо раньше; два из них появились в 1604 году в сборнике мадригалов Алессандро ди Костанцо (это издание утрачено, но сохранилось более позднее, 1616). Последние три книги Ненны имеют несколько стилистических особенностей: в них меньше хроматичности и диссонанса, чем в предыдущих книгах; декламация текста происходит быстрее, а повторения встречаются чаще, чем в современных неаполитанских мадригалах; более часто встречается противопоставление двух мотивов с разными текстами в одной точке, характерное для римского мадригала. Седьмая книга пользовалась особой популярностью, поскольку до 1624 года она переиздавалась четыре раза, а в 17 веке была переписана с английскими словами. Фердинандо Арчилеи собрал восьмую книгу Ненны в 1618 году и включил в нее произведения Джезуальдо и Джервазио Мелькарне; она также содержит мадригал из шестой книги Макка (1613), но без указания автора. В двух книгах респонсориев Ненны меньше гармонических, текстурных и ритмических контрастов, чем в его мадригалах.
Ноты сочинений Помпонио Ненны на сайте библиотеки IMSLP