Ненна, Помпонио
1556 - 1613
Назад
Nenna, Pomponio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Помпонио Ненна был итальянским композитором эпохи позднего Ренессанса и раннего барокко. Он происходил из знатной семьи: его отец Джованни Баттиста Ненна (1508 – после 1565), автор трактата о дворянстве и городской чиновник Бари, получил орден Золотой шпоры от императора Карла V во время коронации в Болонье в 1530 году, а вместе с ним и наследственный титул «Cavaliere di Cesare», которым впоследствии пользовался и сам Помпонио, указывая его на титульных листах своих публикаций.
Образование Ненна, вероятно, получил у композитора Стефано Фелиса. Также на его музыкальное развитие могли повлиять Джованни Якопо де Антиквис, Джованни де Маринис и Рокко Родио, находившиеся в Бари в годы его юности. Первые печатные произведения Ненны – четыре вильянеллы, опубликованные в 1574 году в сборниках, составленных Антиквисом.
В 1582 году вышел его первый сборник мадригалов для пяти голосов, посвящённый Фабрицио Карафа, герцогу Андрия, который назначил Ненну губернатором этого города. В 1590 году Карафа был убит Карло Джезуальдо. В дальнейшем судьба Ненны тесно связалась с неаполитанским музыкальным кругом. В 1590-е годы он находился на службе у Джезуальдо в Неаполе. Часто предполагается, что Ненна был его учителем, однако стилистический анализ указывает скорее на то, что сам Ненна находился под влиянием Джезуальдо, чьи произведения могли быть написаны ещё в 1596 году, хотя опубликованы только в 1611-м.
В 1606 году, как сообщает Сальвио, Ненна участвовал в шахматных партиях и светских собраниях в доме дона Ферранте ди Кардона в Неаполе. Судя по посвящениям в его книгах мадригалов, композитор оставался в Неаполе до 1607 года, а в 1608 уже находился в Риме. Последнее упоминание о Ненне связано с посвящением Никола Тортамано его сборника мадригалов для четырёх голосов, датированным 22 октября 1613 года, где говорится об «увековечении памяти» композитора. Вероятно, он умер незадолго до этой даты.
Стиль Помпонио Ненны развивался в три периода: ранние годы, неаполитанский этап и поздние неаполитанско-римские годы. Его музыка эволюционировала в сторону большей краткости, имитационности и частого использования повторов.
В первом сборнике мадригалов для пяти голосов заметен приём, который можно назвать «каденционным остинато»: аккордовая формула, напоминающая каденцию, многократно повторяется через равные интервалы. Этот эффект близок к технике «эхо», применявшейся в многокорных сочинениях Андреа и Джованни Габриэли.
Поздние неаполитанские мадригалы (четвёртая и пятая книги) насыщены контрастами между durezze e ligature (жёсткие гармонические сплетения и задержания) и быстрыми имитациями, часто удвоенными в терциях и децимах. При этом они менее смелы, чем сочинения Джезуальдо. Пятая книга особенно примечательна использованием текстов Джамбаттисты Марино.
Мадригалы четырёхголосного сборника 1613 года были написаны значительно раньше: некоторые из них встречаются уже в издании 1604 года. Поздние книги (шестая–восьмая) отличаются меньшей хроматикой и диссонантностью, более быстрым декламированием текста и частыми повторами. Эти особенности сближают Ненну с римской школой мадригала. Особенно популярной стала седьмая книга, переизданная четыре раза до 1624 года и переписанная с английскими текстами.
Помимо мадригалов Ненна сочинял духовные произведения: респонсории и псалмы. Его респонсории менее контрастны, чем мадригалы, но сохраняют ясность гармонической и ритмической структуры.
Светская музыка
Духовная музыка
Ноты сочинений Помпонио Ненны на сайте библиотеки IMSLP