Негри, Марк'Антонио
.... - 1624
Назад
Negri, Marc’Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Марк’Антонио Негри был итальянским композитором раннего барокко. Он родился в Вероне, однако основные этапы его музыкальной карьеры связаны с Венецией. 22 декабря 1612 года он был назначен певцом и вице-маэстро ди капелла в базилике Сан-Марко в Венеции с жалованием в 80 дукатов.
В 1616 году дож назначил Негри аббатом монастыря на острове Велья у далматинского побережья. После этого он был освобождён от службы в Сан-Марко по будням и на малых праздниках. 30 апреля 1619 года Негри официально покинул должность в базилике.
Негри умер в октябре 1624 года в Велье (современный Крк, Хорватия).
До переезда в Венецию Марк’Антонио Негри опубликовал два сборника Affetti amorosi (Любовные чувства): первый — в 1608 году (для трёх голосов), второй — в 1611 году (для одного, двух и пяти голосов, с бассо континуо). В этих сочинениях композитор охотно использовал поэзию Джамбаттисты Марино: почти все тексты второго сборника принадлежат этому автору.
В вокальной музыке Негри заметно сочетание эмоциональной выразительности и простоты: в сольных партиях встречаются элементы хроматизма, протяжённые кадансовые украшения, но в целом стиль напоминает канцонетту, где вокальная линия и бас движутся вместе. Ритмические формулы его произведений близки к многоголосным канцонеттам того времени, а не к флорентийской декламационной монодии.
В мадригалах для пяти голосов Негри умело использовал чередование сольных и дуэтных эпизодов, что становилось возможным благодаря поддержке бассо континуо. Второй сборник Affetti amorosi содержит также три сонаты для двух скрипок и континуо и пять симфоний с тем же составом, которые разделяют пасторальный диалог. Эти инструментальные пьесы просты по гармонии и контрапункту. Последняя соната с орнаментированными трезвучными мотивами и повторяющимися шестнадцатыми на фоне статической гармонии напоминает battaglia (батальные пьесы) XVI века.
Помимо светской музыки Негри написал и духовные произведения. В 1613 году он издал Il primo libro delli salmi a sette voci (Первая книга псалмов для семи голосов), а в 1618 году — Cantica spiritualia in missis, et vesperis solennibus (Духовные песни для месс и торжественных вечерен). В первом издании он применял технику cori spezzati (разделённых хоров), в которой солирующий хор противопоставлялся второму, расширенному хору. Подобная практика была характерна для Сан-Марко и развивала традиции Лодовиго Виаданы, опубликовавшего свои псалмы в 1612 году.
Марк’Антонио Негри принадлежал к числу тех композиторов, кто вёл поиск новых форм в музыке раннего барокко, совмещая простоту и ясность канцонетты с новыми выразительными средствами монодии и инструментального сопровождения. Его светские и духовные сочинения занимают важное место в развитии венецианской школы начала XVII века.
Ноты сочинений Марк'Антонио Негри на сайте библиотеки IMSLP