Негри, Франческо
1609 - 1635
Назад
Negri, Francesco

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Негри был итальянским композитором первой половины XVII века. Он родился в Вероне примерно в 1609 году. О его жизни сохранилось крайне мало сведений, однако известно, что некоторое время он занимал должность капельмейстера (maestro di cappella) в церкви Сан-Бернардино в Вероне. В 1635 году Негри упоминается уже как каноник церкви Сан-Пьетро в Гуасталле, что свидетельствует о его церковной карьере и определённом признании.
Сведения о его последующих годах жизни отсутствуют, известно лишь, что он умер после 1635 года.
Творческое наследие Франческо Негри ограничено единственным опубликованным сборником — Arie musicali … a una e doi voci, con alcune cantate in stile recitativo, op.1 (Музыкальные арии для одного и двух голосов с некоторыми кантатами в стиле речитатива, соч. 1), изданным в Венеции в 1635 году. В предисловии к изданию Негри указывал, что некоторые тексты принадлежат перу принца Винченцо Гонзага, которому сборник был посвящён.
Сборник отражает ранний этап развития жанра итальянской сольной вокальной музыки. Три так называемые «кантаты» представляют собой протяжённые речитативные сцены: первая — жалоба на смерть домашнего питомца, вторая — сцена разгневанного влюблённого, третья — музыкальное воплощение мадригалистического текста. Семь коротких строфических арий написаны в более простом стиле и не отличаются большой выразительностью.
Наибольший интерес вызывают два произведения сборника. Первое — композиция на основе двух октавов: музыка первой написана другим, анонимным автором и выдержана в простом и строгом стиле, тогда как вторая октава была положена на музыку самим Негри и отличается богатой орнаментикой, что подчёркивает его индивидуальный стиль. Второе примечательное произведение — дуэт Ginevra, ah nò (Джиневра, ах, нет), созданный на основе баса чаконы, идентичного тому, что использовал Клаудио Монтеверди в знаменитом дуэте Zefiro torna (Возвращается Зефир), опубликованном в 1632 году. Выбор сонета в качестве текста, вероятно, был сознательной попыткой Негри приблизиться к манере Монтеверди. Несмотря на явное влияние, произведение Негри не выглядит слабым в сравнении с образцом великого мастера.
Франческо Негри остался в истории как автор одного сборника, который, хотя и не отличается выдающейся оригинальностью, представляет интерес для изучения развития итальянской вокальной музыки раннего барокко.