Небра, Хосе де
1702 - 1768

Назад

Хосе де Небра (José de Nebra) - испанский композитор и органист

  • Крещён 6 января 1702 г. - Калатаюд.
  • Умер 11 июля 1768 г. - Мадрид.

Родившись в семье музыкантов, он начал свое музыкальное образование под руководством своего отца Хосе Антонио Небры (крещён 23 ноября 1672 г. - Ла-Хоз-де-ла-Вьеха; умер 4 декабря 1748 г. - Куэнка), который поселился в Куэнке в качестве органиста кафедрального собора и учителя мальчиков-хористов (1711-1729), а позже стал маэстро де Капилья (1729-1748). Два его брата также были музыкантами: Франсиско Хавьер (род. 16 апреля 1705, Калатаюд, ум. 4 июля 1741, Куэнка) был органистом в Ла Сео, Сарагоса (1727-1799), а затем в Куэнке (1729-1741); Хоакин (род. 21 мая 1709, Сарагоса - 16 августа 1782) - органист Ла Сео с 1730 года до своей смерти. 

Хосе де Небра вскоре переехал в Мадрид. В 1719 году он упоминается как органист монастыря Дескальзас-Реалес, где маэстро де Капилья был Хосе де Сан-Хуан, автор "Песни Льяно" (Мадрид, 1694). В 1722 году Небра работал в часовне благородного дома Осуна вместе с такими композиторами, как Антонио Литерес и Антонио Дуни, и в это же время он начал также сочинять музыку для коммерческих театров Мадрида. 22 мая 1724 года он был назначен органистом королевской капеллы вместо одного из музыкантов, сопровождавших Фелипе V в Сан-Ильдефонсо после его отречения от престола в пользу своего сына Луиса I. Когда 31 августа того же года Фелипе взошел на престол, Небра был назначен штатным органистом с правом повышения в должности. первый органист, когда открылась вакансия. В 1738 году ему предложили должность маэстро де Капильи в кафедральном соборе Сантьяго, а в 1741 году - органиста в Куэнке, но он отказался от обоих предложений. 5 июня 1751 года он занял новую должность вицеместра королевской капеллы в Мадриде и помощника главы королевского хорового училища (Colegio de niños cantores); ему и Антонио Литересу было поручено подготовить новый обширный репертуар церковной музыки взамен утраченного во время пожара в Мадриде. королевский дворец в 1734 году. Небра предложил приобрести произведения неаполитанских композиторов, в том числе Алессандро Скарлатти, Лео и Сарро, и на время почти полностью отказался от театральной деятельности, чтобы посвятить себя сочинению духовной музыки, большая часть которой до сих пор хранится в архивах королевского дворца в Мадриде. Небра был превосходным органистом; в 1749 году ему было поручено руководить реставрацией органа в монастыре Херонимо, а в 1756 году Фернандес Давила обратился к нему за советом по поводу органа для часовни нового королевского дворца. Он преподавал игру на органе в монастыре Херонимо, где среди его учеников был Антонио Солер, к книге которого "Llave de la modulación" (Мадрид, 1762) он написал предисловие. Другим учеником был Хосе Лидон, впоследствии органист и маэстро королевской капеллы. 25 мая 1761 года Небра был назначен учителем игры на клавесине принца Габриэля, а племянник Небры Мануэль Бласко де Небра (родился 2 мая 1750 года в Севилье, умер 12 сентября 1784 года в Мадриде), впоследствии органист Севильского кафедрального собора и автор сонат для клавира и фортепиано (Мадрид, 1775), был также преподавателем у него с 1766 по 1768 год. Собственные сочинения Небры для клавесина и органа, сохранившиеся только в копиях, сделанных после его смерти, по стилю близки произведениям Хосе Элиаса, Доменико Скарлатти и Себастьяна Альберо-и-Ананьоса. Подобно им, он разработал модель двудольной сонаты, ставшую известной прежде всего благодаря творчеству Скарлатти. В 1728 году Небра, совместно с Факко и Фалькони, написал музыку к мелодраме "Любовь к доблести", поставленной в Лиссабоне в честь бракосочетания принца Астурийского (впоследствии Фердинанда VI) с португальской принцессой Марией Барбарой. Однако известность Небры как театрального композитора проистекает из его работы для государственных театров Мадрида, где он работал с самыми выдающимися драматургами того времени (Каньисаресом, Гонсалесом Мартинесом). Он отвечал за открытие новых зданий, которые должны были заменить традиционные театры под открытым небом. В 1737 году его "Слава и триумфатор"Адриано ан Сирия"" организовал первый сезон испанской труппы в Колизео де ла Крус, а в 1745 году состоялось торжественное открытие Колизео дель Принсипи с участием "Каутелас против Каутеласа" и "Эль Рапто де Ганим". С 1723 по 1751 год (за исключением периода 1731-1766 годов) Небра последовательно писал произведения в большинстве театральных жанров своего времени: сарсуэлы, комедии и "таинства", а также различные второстепенные произведения, такие как "лоас", "Святые" и "антремезы", которые сопровождали основные пьесы. В этих пьесах, в которых речь и пение свободно чередовались, Небра использовал традиционные испанские музыкальные формы (сегидильи и копла), а также популярные в итальянской опере того времени арии да капо, часто сочиняя трио или квартет в форме да капо, чтобы завершить каждую хорнаду или акт сарсуэлы. В его оркестр (в зависимости от возможностей конкретного театра) входили скрипки и альты, часто гобои и флейты (на которых, вероятно, играли одни и те же музыканты), а также рожки и трубы. Несмотря на его успех в публичных театрах, участие Небры в придворных постановках было довольно ограниченным после его совместной работы в Лиссабоне в 1728 году. В то время, когда опера в основном заказывалась итальянским композиторам и исполнителям, мы знаем только о его участии за клавесином в некоторых операх, исполнявшихся при испанском дворе в Мадриде, таких как "Фарнас" (1739) и "Ахилл в Сиро" (1744), как на музыку Курселя, так и на его инструментальных инструментах. переложения и дополнения к двум пьесам Кальдерона и Каньисареса, написанным к свадьбе Марии Луизы и великого герцога Тосканского 14 февраля 1764 года. Небра начал сочинять духовные произведения в 1747 году, и его творчество расширилось после того, как в 1751 году он был назначен помощником маэстро королевской капеллы. Музыка отражает потребности и персонал этого учреждения (хор из восьми человек и широкий выбор инструментов). Он также писал произведения для кафедрального собора Куэнки, где у него были семейные связи, и отправлял другие в Сантьяго-де-Компостела и церковь Сео в Сарагосе, и копии его религиозных произведений хранятся в различных испанских и латиноамериканских архивах. В 1758 году он сочинил реквием по королеве Марии Барбаре, который продолжали петь на похоронах испанской королевской семьи вплоть до начала XIX века. В 1759 году он отправил свои "Послания общины лос-Сантоса и Девы Марии" папе Клименту XIII для исполнения в папской капелле. После 1761 года его духовная деятельность сократилась.

Ноты сочинений Хосе де Небры на сайте библиотеки IMSLP