Небра, Хосе (Мельчор де)
1702 - 1768

Назад

Nebra, José (Melchor de)

  • Дата рождения: крещён 6 января 1702 года
  • Место рождения: Калатайуд, Испания
  • Дата смерти: 11 июля 1768 года
  • Место смерти: Мадрид, Испания

Биография

Хосе Небра — испанский композитор и органист. Родился в семье музыкантов, начал музыкальное обучение у своего отца Хосе Антонио Небра (р. Ла Ос де ла Вьеха, крещён 23 ноября 1672 года; ум. Куэнка, 4 декабря 1748 года), который поселился в Куэнке как органист кафедрального собора и преподаватель хоровых певчих мальчиков (1711–1729), а затем стал маэстро де капилья (1729–1748). Два его брата также были музыкантами: Франсиско Хавьер (р. Калатайуд, 16 апреля 1705; ум. Куэнка, 4 июля 1741) был органистом в La Seo, Сарагоса (1727–1729), а затем в Куэнке (1729–1741); Хоакин (р. Калатайуд, крещён 21 мая 1709; ум. Сарагоса, 16 августа 1782) был органистом в La Seo с 1730 года до смерти.

Хосе Небра вскоре переехал в Мадрид. В 1719 году он упоминается как органист монастыря Descalzas Reales, где маэстро де капилья был Хосе де Сан-Хуан, автор Arte de canto llano (Мадрид, 1694). В 1722 году Небра работал в капелле дворянского дома Осуна вместе с композиторами Антонио Литересом и Антонио Дуни, и в это время он также начал сочинять музыку для коммерческих театров Мадрида.

22 мая 1724 года он был назначен органистом Королевской капеллы вместо одного из музыкантов, сопровождавших Филиппа V в Сан-Ильдефонсо после его отречения в пользу сына Люиса I. Когда Филипп вернулся на престол 31 августа того же года, Небра стал сверхштатным органистом с правом продвижения до первого органиста, когда появлялась вакансия. В 1738 году ему предложили должность маэстро де капилья в кафедральном соборе Сантьяго, а в 1741 году — органиста в Куэнке, оба предложения он отклонил.

5 июня 1751 года он занял должность викемаэстро Королевской капеллы в Мадриде и помощника руководителя Colegio de niños cantores (королевская школа певчих). Он и Антонио Литерес были назначены ответственными за организацию нового и значительного репертуара церковной музыки, чтобы заменить утраченный во время пожара в королевском дворце в 1734 году. Небра предложил приобретать произведения неаполитанских композиторов, включая Алессандро Скарлатти, Лео и Сарро, и временно почти полностью прекратил театральную деятельность, посвятив себя сочинению духовной музыки, большая часть которой хранится в архивах королевского дворца в Мадриде.

Небра был отличным органистом. В 1749 году ему поручили наблюдать за реставрацией органа в монастыре Иеронимос, а в 1756 году его совет запрашивали при строительстве органа для капеллы нового королевского дворца у Фернандеса Давилы. Он преподавал орган в монастыре Иеронимос, где его учениками были Антонио Солер, для которого он написал предисловие к Llave de la modulación (Мадрид, 1762), и Хосе Лидон, позже органист и маэстро Королевской капеллы. 25 мая 1761 года Небра был назначен учителем клавесина принца Габриэля, и племянник Небры Мануэль Бласко де Небра (р. Севилья, 2 мая 1750; ум. Мадрид, 12 сентября 1784), будущий органист кафедрального собора Севильи и автор Seis sonatas para clave, y fuerte piano (Мадрид, ок. 1775), также учился у него с 1766 по 1768 год. Произведения Небры для клавесина и органа, сохранившиеся только в копиях после его смерти, похожи по стилю на музыку Хосе Элиаса, Доменико Скарлатти и Себастьяна Альберо-и-Анянос. Как и они, он развил модель двухчастной сонаты, известную прежде всего по произведениям Скарлатти.

В 1728 году Небра работал совместно с Факко и Фалькони, создавая музыку для мелодрамы Amor aumenta el valor, поставленной в Лиссабоне к свадьбе принца Астурийского (позже Фердинанда VI) с португальской принцессой Марией Барбарой. Важность Небры как театрального композитора, однако, связана с его работой для публичных театров Мадрида, где он сотрудничал с самыми известными драматургами того времени (Канисарес, Гонсалес Мартинес). Он отвечал за открытие новых театров вместо традиционных открытых сцен. В 1737 году его Más gloria es triunfar de sí: Adriano en Siria открыл первый сезон испанской труппы в Coliseo de la Cruz, а в 1745 году был открыт Coliseo del Príncipe с Cautelas contra cautelas y el rapto de Ganímedes. С 1723 по 1751 годы (кроме 1731–1736) Небра регулярно писал произведения почти во всех театральных жанрах своего времени: сарсуэлы, комедии и autos sacramentales, а также различные малые произведения, такие как loas, sainetes и entremeses, сопровождавшие основные пьесы. В этих произведениях, где речь и пение свободно чередовались, Небра использовал традиционные испанские музыкальные формы (seguidillas и coplas), вместе с дакаповскими ариями, популярными в итальянской опере того времени, часто написав трио или квартет в форме дакапо для завершения каждой jornada или акта сарсуэлы. Его оркестр (в зависимости от возможностей конкретного театра) включал скрипки и альты, часто также гобои и флейты (вероятно, игравшие те же музыканты), а также рожки и трубы.

Несмотря на успех в публичных театрах, участие Небры в придворных постановках было довольно ограниченным после его сотрудничества в Лиссабоне в 1728 году. В то время, когда опера в основном заказывалась у итальянских композиторов и исполнителей, известно только о его участии на клавесине в некоторых операх при испанском дворе в Мадриде, таких как Farnace (1739) и Achille in Sciro (1744), обе с музыкой Курселя, а также о его инструментальных обработках и дополнениях к двум пьесам Кальдерона и Канисареса, восстановленным для свадьбы Марии Луизы и Великого герцога Тосканы 14 февраля 1764 года.

Небра начал сочинять духовные произведения в 1747 году, и его продукция увеличилась после назначения помощником маэстро Королевской капеллы в 1751 году. Музыка отражает потребности и состав этого учреждения (восьмиголосый хор и широкий набор инструментов). Он также писал произведения для кафедрального собора Куэнки, где у него были семейные контакты, и отправлял другие работы в Сантьяго-де-Компостела и церковь Ла Сео в Сарагосе; копии его духовных произведений хранятся в различных архивах Испании и Латинской Америки. В 1758 году он написал реквием для королевы Марии Барбары, который продолжали исполнять на похоронах испанской королевской семьи до начала XIX века. В 1759 году он отправил Vísperas del común de los santos y de la Virgen Папе Клименту XIII для исполнения в папской капелле. После 1761 года его духовное творчество уменьшилось.

Произведения

Театральные

Первая постановка в Мадриде; музыка утрачена, если не указано иное

Autos sacramentales

Тексты: П. Кальдерон де ла Барка

† тексты адаптированы Хосе де Канисаресом

  • La vida es sueño, Príncipe, 4 июня 1723
  • A Dios por razón de Estado, Cruz, 23 июня 1724 [музыка Небры только для sainetes]
  • El año santo en Roma, Príncipe, 8 июня 1725
  • El pintor de su deshonra, 8 июня 1725
  • El católico Perseo S Jorge, mártir, Cruz, 18 октября 1725
  • El pastor Fido, Príncipe, 28 июня 1726
  • La viña del Señor, Cruz, 28 июня 1726, рев. Cruz, 21 июня 1746
  • El valle de la zarzuela, Príncipe, 20 июня 1727
  • El pleito matrimonial del Cuerpo y el Alma, Príncipe, 4 июня 1728
  • La semilla y la cizaña, Cruz, 24 июня 1729
  • La redención del cautivo, Príncipe, 28 июня 1729
  • La cura y la enfermedad, Príncipe, 16 июня 1730, рев. †Cruz, 5 июня 1739
  • Andrómeda y Perseo, 12 июня 1744
  • El nuevo hospicio de los pobres, Cruz, 3 июля 1745
  • Amar y ser amado y la divina Philotea, Príncipe, 3 июля 1745
  • La nave del mercader, 9 июня 1747 [музыка Небры только для sainetes]
  • Lo que va del hombre a Dios, Cruz, 21 июня 1748, рев. 29 мая 1761 с 1 новой арией
  • El laberinto del mundo, 13 июня 1749 [музыка Небры только для 1 арии]
  • Primero y segundo Isaac, 13 июня 1749
  • La segunda esposa, triunfar muriendo, Cruz, 7 июня 1750
  • El diablo mudo, Príncipe, 18 июня 1751

Оперы, сарсуэлы, комедии, танцы

  • Las granaderas y Alondón (танец)
  • La libertad del cautivo (entremés)
  • De los encantos de Amor la música es el mayor / De los hechizos de amor, la música es el mayor (комедия, Х. де Канисарес), 23 октября 1725
  • A un tiempo monja y casada: S Francisca Romana / La viuda romana (священная комедия, Канисарес), 25 декабря 1725
  • La venerable sor María de Jesús de Agreda, Ia parte (священная комедия, М.Ф. де Арместо и Кирога), 25 декабря 1725
  • A cual mejor, confesada y confesor, S Juan de la Cruz y S Teresa de Jesús (священная комедия, Канисарес), 22 октября 1727
  • S Brígida (священная комедия, Канисарес), 25 декабря 1727
  • Amor aumenta el valor (акты 2 и 3, с Фалькони, опера, Канисарес), Лиссабон, 18 января 1728 [акт 1 Факко]
  • La presumida no casa hasta que un simple … folla armónica, 25 июля 1728
  • S Brígida, la estrella de Septentrión 2a parte (священная комедия, Канисарес), 25 декабря 1728
  • La sirena de Tinacria (комедия, Д. де Кордоба и Фигероа), 1729 [музыка Небры только для loa]
  • Las proezas de Esplandián y el valor deshace encantos (сарсуэла, Арместо), 12 февраля 1729
  • La melodrama, o Las tres comedias en una (комедия, Канисарес), 12 октября 1729
  • Hombre, demonio y mujer, 14 октября 1729 [музыка Небры только для loa]
  • Música discreta y santa: S Matilde (священная комедия, Канисарес), 25 декабря 1729
  • La sacra esposa de Cristo y doctora de la iglesia, S Catalina, virgen y mártir (священная комедия), 21 октября 1730
  • No siempre el Destino vence si en su imperio Amor domina (комедия, Х. Фернандес де Бустаманте), 24 ноября 1730
  • El sol de la fe en Marsella y conversión de la Francia: S María Magdalena (священная комедия, Б.Х. Рейносо и Киньонес), 25 декабря 1730
  • Venus y Adonis, мелодрама, 1733
  • Más gloria es triunfar de sí: Adriano en Siria (по П. Метастазио), 30 мая 1737
  • Amor, ventura y valor y el invencible Amadis (сарсуэла), 27 ноября 1739
  • La Madre Martina de los Angeles, religiosa dominica (комедия), 22 октября 1739
  • Viento es la dicha de Amor (сарсуэла, А. де Замора), 28 ноября 1743, рев. 20 мая 1748 с 1 новой арией
  • Nuestra Señora del Pilar de Zaragoza (священная комедия), 21 октября 1743
  • S Inés de Montepoliciano (священная комедия, Арместо), 25 декабря 1743
  • Donde hay violencia, no hay culpa (сарсуэла, Н. Гонсалес Мартинес), 1744
  • Amor, encanto y fortuna restituyen a su dueño el cetro (комедия), 4 февраля 1744
  • Vendado es Amor, no es ciego (сарсуэла, Канисарес), 3 августа 1744
  • No todo indicio es verdad: Alejandro en Asia (Гонсалес Мартинес, по Метастазио), 18 сентября 1744
  • Cautelas contra cautelas y el rapto de Ganímedes (сарсуэла, Канисарес), 5 июня 1745
  • El mayor blasón de España (священная комедия), 25 декабря 1745
  • La colonia de Diana (сарсуэла, М. Видаль Сальвадор, рев. Гонсалес Мартинес), 7 сентября 1745, рев. 29 апреля 1746 с 3 новыми ариями и добавлением tonadillas
  • El amante de María, venerable padre Fray Simón de Rojas, 25 декабря 1745, рев. Канисарес
  • A falta de hechiceros lo quieren ser los gallegos y asombro de Salamanca, 1a parte (магическая комедия, Гонсалес Мартинес), 12 февраля 1746
  • El amante de María, venerable padre Fray Simón de Rojas, 2a parte (священная комедия, Гонсалес Мартинес), 29 мая 1746
  • El Dómine Lucas (комедия, Канисарес), 1747, рев. 15 февраля 1764
  • Para obsequio a la deidad nunca es culto la crueldad y Iphigenia en Tracia (сарсуэла, Гонсалес Мартинес), 15 января 1747, рев. 30 апреля 1749 с 4 новыми ариями
  • No hay perjurio sin castigo (сарсуэла, Гонсалес Мартинес), 8 мая 1747
  • Ni amor ni obligación, temor ni amigo, logran lo que el enemigo (комедия), 20 мая 1747 [музыка Небры только для sainetes]
  • Donde hay sobras de hechiceros, lo quieren ser los gallegos: el asombro de Salamanca, 3a parte (магическая комедия), 30 ноября 1747
  • Antes que celos y amor la piedad llama al valor y Achiles en Troya (Гонсалес Мартинес), 1747
  • La mágica Cibeles, 2a parte (магическая комедия), 19 октября 1748 [музыка Небры только для sainetes]
  • Hay venganza que es clemencia (комедия)
  • Pues consiste en dar gusto (танцевальная миниатюра), 1749
  • Viva el cacique (танцевальная миниатюра), 1749
  • El anillo de Giges y mágico rey de Lidia, 2-я часть, 24 мая 1749 [музыка Небры: 1 ария, 1 дуэт и sainetes]
  • El mágico de Ferrara (магическая комедия, А. Мерано и Гусман), 6 ноября 1749
  • En vano el poder persigue, a quien la deidad protege и 1-я часть El Mágico Apolonio (магическая комедия, А. Флорес), 25 декабря 1749
  • No hay magias en la invención como la de la diversión y Mágico de tres horas (магическая комедия), 21 января 1750
  • En vano el poder persigue cuando la deidad protege, 2-я часть El Mágico Apolonio (магическая комедия, Мерано), 25 декабря 1750
  • Duelas de Amor y Lealtad, Buen Retiro, 14 февраля 1764 [музыка Небры: loa, увертюра и марш]

Сакральная латинская музыка

Мессы (для 8 голосов, гобоев, струнных, органа):

  • Без названия (b), 1731
  • Без названия (D), 8 голосов, гобои, струнные, орган, 1738
  • In coena Domini [Pange lingua], 8 голосов, гобои, трубы, струнные, орган, 1747
  • Cantate Domino canticum novum, 1748
  • In via pacis, 8 голосов, гобои, арфа, струнные, орган, 1748
  • Laudate Dominum de terra, 8 голосов, флейты, гобои, трубы, струнные, орган, 1748
  • Laudate eum in sono tubae, 8 голосов, гобои, трубы, струнные, орган, 1748
  • Laudate nomen Domini, 1748
  • Pinguis est panis [Sacris solemniis], 8 голосов, гобои, трубы, струнные, орган, 1748
  • Cantate et exsultate, 1751
  • Jubilate in conspectu Regis Domini, 8 голосов, гобои, трубы, струнные, орган, 1751
  • Labia mea laudabunt te, 8 голосов, гобои, трубы, струнные, орган, 1752
  • Без названия (D), 8 голосов, гобои, трубы, струнные, орган, 1753
  • Servite Domino in laetitia, 1754
  • Cantate et exsultate, 8 голосов, гобои, трубы, струнные, орган, 1755
  • Te laudamus Deus, 8 голосов, гобои, струнные, орган, 1756
  • Domini exaudi vocem meam, 8 голосов, гобои, струнные, орган, 1758
  • Misa de requiem, 8 голосов, флейты, гобои, струнные, орган, 1758
  • Sic benedicam te, 8 голосов, гобои, валторны, струнные, орган, 1759
  • Per singulos dies benedicamus te, 8 голосов, гобои, валторны, струнные, орган, 1762
  • Benedicamus Domino, 8 голосов, гобои, валторны, струнные, орган, 1764
  • De profundis clamavi, 1766
  • Sicut lilium inter spinas, 8 голосов, флейты, гобои, струнные, орган

Плач по Святой Неделе (с оркестром, если не указано иное):

  • Et egressus est, S, T, 1752
  • Manum suam, S, SATB, 1752
  • Quomodo sedet, S, S, A, T, SATB, 1752
  • Cogitavit Dominus, S, A, T, B, SATB, 1753
  • Ego vir videns, T, SATB, 1753
  • Matribus suis, S, T, 1753
  • Misericordiae Domini, S, A, T, B, SATB, 1753
  • Quomodo obscuratum, S, T, 1754
  • Recordare Domine, S, A, T, B, SATB, 1754
  • Et egressus est, A, 1758
  • Matribus suis, S, 1759
  • Et egressus est, S, 1761
  • Manum suam, S, A, T, B, SATB, 1761
  • Quomodo sedet, S, A, T, B, SATB, 1761
  • Cogitavit Dominus, S, A, T, B, SATB, 1764
  • Ego vir videns, SATB, 1764
  • Matribus suis, S, 1764
  • Misericordiae Domini, S, A, T, B, SATB, 1764
  • Quomodo obscuratum, S, 1764
  • Recordare Domine, S, S, A, T, B, SATB, 1764

Вечерни:

  • 8 голосов, оркестр, орган, 1749
  • 8 голосов, оркестр, орган, 1749–50
  • 8 голосов, скрипки, орган, bc, 1751
  • 4 голоса, 1759

Испанская вокальная музыка

  • Al arma discurso, колядка, SSAT, SATB
  • Aliento fervorosa, 1 голос, гоб., скрипки, арфа, орган
  • A limar las prisiones, SSAT, скрипки, bc
  • Al que en solio de rayos, 8 голосов, валторны, скрипки
  • Al tierno esposo amante, священная кантата, 1 голос, скрипки
  • Amor inmenso, SSAT, скрипки, арфа, bc
  • A navegar pues suena, колядка, SSAT, оркестр, 1750
  • Aplaude, blasona, celebra, ana, 1 голос, скрипки, bc
  • A qué nos convocan, колядка, SSAT, SATB, гоб., скрипки, виолончель, орган
  • Bella Aurora del Carmelo, кантата, S, A, скрипки, орган, bc

(и далее – список продолжался с остальными вокальными произведениями)


Клавишные произведения

  • Batalla de clarines, D
  • Fandango de España, d (сомнительно)
  • Grave, 8° тон
  • Sonata, G (сомнительно)
  • Grave, d (инкомпл.), Sonata, F
  • 2 Tocatas, G, G
  • Tocata, e
  • Sonata, E
  • Sonata, F
  • Tocata, 6° тон
  • Paso en versos para la salmodia, g
  • Sonata, G
  • Sonata, V
  • 4 сонаты, C, e, F, D
  • 7 сонат (сомнительно), C, C, b, g, A, c, C (инкомпл.)
  • 2 Tocatas, D, c
  • 10 Versos, орган
  • 1 произведение, орган

Ноты сочинений Хосе (Мельчора де) Небры на сайте библиотеки IMSLP