Неандер, Иоахим
1650 - 1680
Назад
Neander, Joachim

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоахим Неандер — немецкий богослов, поэт и композитор, один из наиболее ярких представителей раннего пиетизма. Он вырос в родном Бремене и учился в Gymnasium Illustre, где изучал кальвинистское богословие. В 1670 году под влиянием пастора церкви Святого Мартини в Бремене Теодора Ундерейка он обратился к пиетизму. Благодаря протекции Ундерейка Неандер получил место домашнего учителя во Франкфурте, а затем отправился вместе со своими учениками в Гейдельбергский университет.
С 1673 года он снова находился во Франкфурте, где установил личный контакт с Филиппом Якобом Шпенером, ведущим пиетистом своего времени, а также с пиетистским поэтом Иоганном Якобом Шюцем. В 1674 году Неандер был назначен директором кальвинистской школы в Дюссельдорфе. Там он работал успешно, но вскоре столкнулся с трудностями из-за своей поддержки пиетистских собраний. В 1676 году ему запретили проповедовать, а в 1677 году он избежал увольнения лишь подписав школьный регламент, который ранее резко критиковал.
В 1679 году Неандер получил должность утреннего проповедника в церкви Святого Мартини в Бремене, но умер всего через десять месяцев, в возрасте 30 лет.
Неандер оставил заметный след как автор духовных песнопений и гимнов. Его главное сочинение — Joachimi Neandri Glaub- und Liebesübung: aufgemuntert durch einfältige Bundeslieder und Danck-Psalmen: neugesetzt nach bekant- und unbekandte Sang Weisen: … zu lesen und zu singen auff Reissen, zu Hauss oder bey Christen-Ergetzungen im Grünen («Упражнения в вере и любви Иоахима Неандера: оживлённые простыми союзными песнями и благодарственными псалмами: вновь положенные на известные и неизвестные напевы: … для чтения и пения в путешествии, дома или во время христианских развлечений на природе»), изданное в Бремене в 1680 году. Первое издание было утеряно, но второе появилось в 1683 году, а затем последовало множество новых.
Особую известность получили Bundeslieder («союзные песни»), которые вошли в песенники многих протестантских церквей. Неандер вместе с Фридрихом Адольфом Лампе и Герхардом Терстегеном сыграл важную роль в отказе от монопольного использования кальвинистских гимнов в Нижней Германии. Хотя изначально его песни не предназначались для общинного пения, они быстро стали использоваться в богослужениях, так как большинство написано в стихотворных формах Женевского псалтыря и легко сочеталось с существующими мелодиями.
Неандер создал 58 оригинальных мелодий (с бассо континуо), которые предлагал как альтернативу традиционным напевам. Наиболее известные его гимны, исполняемые до сих пор: Lobe den Herren, den mächtigen König der Ehren («Хвалите Господа, могучего Царя славы»), основанный на более ранней мелодии, и Wunderbarer König («Дивный Царь»), отличающийся высоким художественным уровнем текста и музыки.
После смерти Неандера его поэзия многократно снабжалась новыми мелодиями. Особенно важным стало издание 66 гимнов с бассо континуо, опубликованное Г. К. Страттнером в 1691 году.
Ноты сочинений Иоахима Неандера на сайте библиотеки IMSLP