Неандер (1), Валентин
1540 - 1583
Назад
Neander (1), Valentin

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Валентин Неандер (1) — немецкий композитор, музыкальный писатель, школьный учитель и городской чиновник, отец Валентина Неандера (2). С 1553 по 1557 год он учился в гимназии Старого города в Магдебурге, где его преподавателем музыки был Мартин Агрикола. В 1557–1559 годах жил в Люнебурге, где познакомился с музыковедом и педагогом Лукасом Лоссиусом.
В октябре 1559 года поступил в Университет Виттенберга, где застал Филиппа Меланхтона (умершего вскоре после его приезда), а также познакомился с поэтом Паулем Эбером, автором многочисленных лидеров. Именно Эбер написал вступительное стихотворение к первому музыкальному сборнику Неандера Cantiones sacrae.
После завершения учёбы Неандер (1) вернулся в родной Тройенбриццен, где стал школьным учителем, а позднее занял должность городского писца. Основным источником сведений о его жизни является его книга Elegia de praecipuis artificibus et laude musices («Элегия о выдающихся мастерах и славе музыки»), изданная в Виттенберге в 1583 году, в которой он рассуждает о божественном предназначении музыки.
Музыкальное наследие Неандера (1) сравнительно невелико, однако оно имеет большое значение для истории немецкой духовной музыки. Его единственный прижизненно изданный музыкальный сборник — XII sacrae cantiones («Двенадцать священных песнопений»), написанный для 4–6 голосов и опубликованный в Виттенберге в 1567 году.
Позднее вышло расширенное издание Cantiones sacrae («Священные песнопения», Виттенберг, 1584), включавшее предисловие Пауля Эбера. Этот сборник, вероятно, представляет собой переиздание утерянной версии 1569 года, выпущенной в год смерти Эбера. Позднее издание почти вдвое больше первого и включает 21 латинское и 4 немецких произведения. В нём также встречаются эмблемы и гуманистические символы, свидетельствующие о том, что Неандер (1) был хорошо знаком с гуманистической традицией.
Кроме печатных сборников, от него сохранились две рукописные работы: Missa super "In honore Christi" («Месса на тему "Во славу Христа"») и мотет для пяти голосов.