Навас, Хуан Франсиско де
1650 - 1719
Назад
Navas, Juan Francisco de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хуан Франсиско де Навас — испанский арфист и композитор. Его отец, Хуан Гомес де Навас, с 1654 года был певцом в Королевской капелле Испании, а в 1684 году временно исполнял обязанности капельмейстера. Его брат Игнасио де Навас также служил музыкантом при дворе.
Хуан Франсиско поступил на службу в Королевскую капеллу в 1669 году и обучался у знаменитого арфиста и композитора Хуана Идальго. После смерти Идальго в 1685 году Навас стал первым арфистом при дворе, исполняя как духовную, так и светскую музыку. По свидетельству документов, сам Идальго рекомендовал Наваса в качестве своего преемника. Его мастерство арфиста и игрока бассо континуо сочеталось с выдающимся талантом композитора.
Современники отмечали, что в своих произведениях — театральных песнях, tonos и tonadas для двора, а также в villancicos — Навас продолжал традиции Идальго в области стиля и музыкальной выразительности. Однако в его музыке проявляются и более современные черты: удлинённые и украшенные вокальные фразы, а также использование инструментальных партий, взаимодействующих с вокальной линией.
К 1694 году, менее чем через десять лет после смерти Идальго, Навас написал музыку как минимум к девяти придворным пьесам и называл себя главным композитором театральной музыки при дворе. К 1700 году число его сочинений для придворных спектаклей достигло 13. Его песни и музыкальные сцены для пяти комедий и сарсуэл сохранились и являются значительным вкладом в репертуар.
Наиболее важным его сохранившимся произведением считается партитура трёхактной сарсуэлы Destinos vencen finezas («Судьбы побеждают изысканность») на текст Лоренсо де лас Льямосаса, исполненной 6 ноября 1698 года. Она включает почти 50 музыкальных номеров: сольные арии, три речитатива, ансамблевые песни, хоры, а также ценные инструментальные партии для скрипок, viola de amor (виола д’амур), виол, гобоев, фагота, кларинов и бассо континуо. Два экземпляра печатной партитуры сохранились. Это была первая сарсуэла, изданная в виде музыкальной партитуры; роскошное издание вышло в 1699 году в мадридской Imprenta de Música при поддержке музыкантов Королевской капеллы Мигеля Мартина, Педро Париса и композитора Хосе де Торреса.
Навас стал одной из центральных фигур испанского музыкального театра конца XVII — начала XVIII века. Его сочинения для сарсуэл и комедий отличаются богатой оркестровкой и новым отношением к вокальной мелодии. Он умело сочетал традиции испанского tono humano с современными влияниями, создавая музыку, в которой драматическое действие тесно переплеталось с инструментальной выразительностью.
Наряду с театральными произведениями Навас писал духовную музыку, в том числе мессу, а также многочисленные villancicos, предназначенные для праздников и литургии. В них он демонстрировал мастерство в создании выразительных мелодий и искусном распределении голосов. Его деятельность во многом предвосхитила более зрелую испанскую сарсуэлу XVIII века, которую продолжили Антонио Литерес и Себастьян Дурон.
Ноты сочинений Хуана Франсиско де Наваса на сайте библиотеки IMSLP