Наварро (1), Хуан
1530 - 1580

Назад

Хуан Наварро (1) (Juan Navarro (1)) - испанский композитор и певец

  • Родился в 1530 году - Севилья или Марчена.
  • Умер 25 сентября 1580 г. - Паленсия.

В 1549 году он был тенором в хоре герцога Аркоса в Марчене, которым руководил Кристобаль де Моралес; позже он пел в кафедральном соборе Хаэна. 14 июля 1553 года он присоединился к хору кафедрального собора Малаги. Это вновь привело его под руководство Моралеса, который, однако, скоропостижно скончался примерно через два месяца. Наварро был кандидатом на вакантную должность маэстро де Капильи, но 9 февраля 1554 года он провалил испытания. Он продолжал петь в хоре до 2 октября 1555 года, когда подал в отставку. 28 сентября 1562 года капитул коллегиальной церкви в Вальядолиде назначил его маэстро де Капилла без обычного публичного конкурса; он занимал этот пост до 6 марта 1564 года. 7 февраля 1564 года капитул кафедрального собора Авилы решил пригласить его сменить Бернардино де Риберу на посту маэстро де Капильи и 26 февраля назначил его капелланом. В Авиле он заручился поддержкой и дружбой епископа Альваро де Мендосы, известного знатока музыки. 7 января 1566 года Наварро получил деньги за рукопись с 33 гимнами. Находясь в Авиле, он, вероятно, также преподавал Виктории незадолго до своего отъезда в Рим. Репутация Наварро вскоре стала такой, что 27 сентября 1566 года он был приглашен на должность маэстро де Капилла в кафедральный собор Саламанки без обычного публичного испытания мастерства. Капитул кафедрального собора Авилы стремился сохранить его, но 7 ноября 1566 года он ушел на новую должность. В течение семи лет, проведенных в Саламанке, Франсиско де Салинас был профессором музыки в университете. Оба музыканта вместе экспериментировали с энгармоническим жанром, и, согласно Эспинелю (1618), хор Наварро послужил испытательным полигоном для теорий Салинаса. Наварро постоянно находился в поиске высококлассных певцов, но у него также были значительные трудности с некоторыми непокорными членами руководства собора, например, с пьяным органистом Педро Рикардо. Чтобы уменьшить его беспокойство, капитул освободил его от обязанности наставлять мальчиков из церковного хора. Однако из-за сохраняющегося напряжения с ним становилось все труднее справляться, и ситуация достигла апогея в канун Нового 1573 года, когда он нанес преемнику Хуану Санчесу “сильный удар по лицу, вызвав тем самым серьезный скандал”. Его быстро уволили, и с 1574 по 1578 год он руководил хором кафедрального собора в Сьюдад-Родриго, сравнительно бедного учебного заведения, где среди его учеников был молодой Хуан Эскивель Бараона. 10 сентября 1578 года он был назначен маэстро де Капилья кафедрального собора Паленсии, где епископом был Альваро де Мендоса, его друг со времен учебы в Авиле, который теперь обеспечил ему право носить парчу каноника, занимать важное положение в хоре и получать значительные финансовые льготы и привилегии это не было предоставлено его предшественнику Педро Ордоньесу, и в результате пребендарии собора составили письменный протест, датированный 20 октября 1578 года. 22 мая 1579 года он и другие члены ордена обратились к ордену с просьбой основать братство, посвященное Деве Марии и святому Антонину, покровителю собора. Хотя он пробыл в Паленсии всего два года, орден проголосовал за то, чтобы похоронить его в привилегированном склепе собора. Единственный из испанских композиторов эпохи Возрождения, Наварро удостоился посмертной публикации "Псалми, гимны великолепия" (1590); она была оплачена Франсиско Рейносо, богатым служащим кафедрального собора Паленсии, который был главным администратором папы Пия V в Риме. В качестве редактора он выбрал Франсиско Сото де Ланга (которого Наварро безуспешно пытался привлечь в качестве певчего в кафедральный собор Саламанки в 1572 году). Это издание стало одним из двух самых популярных сборников вечерней музыки в Испании, Португалии и Мексике; все сохранившиеся экземпляры имеют признаки значительного использования, и многие рукописные копии были сделаны вплоть до 18 века. В том включены переложения многих текстов, найденных в "Liber vesperarum" Герреро (1584), а также переработанные версии некоторых гимнов, которые Наварро подарил кафедральному собору Авилы в 1565 году; сравнение двух сборников показывает более утонченное написание частей в более поздних переработках, так что внутренние части в сборнике были изменены. некоторые из них более активны и мелодично привлекательны. Почти все произведения в обеих коллекциях представляют собой чередование простого пения и четырехголосной полифонии. Полифонические композиции Наварро неизменно воспроизводят простую песню по крайней мере одним голосом, всегда в искусной и тонкой манере. Каноны можно найти в десяти из 28 гимнов, в заключительной "Gloria Patri" каждой из первых восьми частей магнификата (где интервал в каноне соответствует номеру тона) и иногда в других местах; они всегда вводятся ненавязчиво. В предисловии Сото похвалил Наварро за высочайшую эрудицию, сочетающуюся с “невероятной сладостью”. Агилера де Эредиа в своем "Canticum Beatissimae Virginis deiparae Mariae" (1618), возможно, и превзошел Наварро в изобретательности своих тембровых канонов, но ни один из более поздних испанских композиторов вечерней музыки не превзошел его в обращении, как выразился Сото, к “той широкой публике, которая в будущем будет иметь доступ к музыке, возможность услышать исполнение этих произведений”.

Ноты сочинений Хуана Наварро (1) на сайте библиотеки IMSLP