Наварро (1), Хуан
1530 - 1580

Назад

Navarro (1), Juan

  • Дата рождения: около 1530
  • Место рождения: Севилья или Марчена, Испания
  • Дата смерти: 25 сентября 1580
  • Место смерти: Паленсия, Испания

Биография

Хуан Наварро (1) был испанским композитором и певцом эпохи Ренессанса. В 1549 году он пел тенором в хоре герцога Аркоса в Марчене под управлением Кристобаля де Моралеса, позже служил в кафедральном соборе Хаэна. 14 июля 1553 года он поступил в хор кафедрального собора Малаги, снова оказавшись под руководством Моралеса, который, однако, скончался через два месяца. Наварро претендовал на должность maestro de capilla, но 9 февраля 1554 года не прошёл экзамен. Он продолжал петь в хоре до 2 октября 1555 года, когда ушёл в отставку.

28 сентября 1562 года капитул коллегиальной церкви в Вальядолиде назначил его maestro de capilla без обычного конкурса; он занимал этот пост до 6 марта 1564 года. 7 февраля 1564 года капитул кафедрального собора Авилы пригласил его на место Бернардо де Рибера, и 26 февраля он получил духовное назначение. В Авиле Наварро I снискал поддержку епископа Альваро де Мендосы, известного ценителя музыки. 7 января 1566 года ему оплатили рукопись из 33 гимнов. Вероятно, в Авиле он также преподавал Виктории перед его отъездом в Рим.

27 сентября 1566 года его пригласили на должность maestro de capilla кафедрального собора Саламанки без конкурса. Несмотря на желание капитула Авилы удержать его, 7 ноября 1566 года он переехал в Саламанку. В течение семи лет работы там он сотрудничал с Франсиско де Салинасом, профессором музыки университета, экспериментируя с энаморфическим родом. Наварро I тщательно подбирал певцов высокого уровня, но сталкивался с трудностями с некоторыми членами капитула, например, с пьяным органистом Педро Рикардо. Чтобы уменьшить проблемы, его освободили от обязанности обучать хористов-мальчиков.

31 декабря 1573 года конфликт достиг апогея: Наварро (1) ударил лицеиста Хуана Санчеса «сильным ударом по лицу, вызвав серьёзный скандал», за что был немедленно уволен. С 1574 по 1578 год он руководил хором кафедрального собора Сьюдад-Родриго, где его учеником был молодой Хуан Эскивель Барахона. 10 сентября 1578 года он был назначен maestro de capilla кафедрального собора Паленсии, где епископом был его старый друг Альваро де Мендоса. Наварро (1) получил право носить архиерейскую парчу, занимать важное положение в хоре и получать значительные финансовые привилегии. Капитул, однако, выразил письменный протест 20 октября 1578 года. 22 мая 1579 года он и другие подали прошение о создании братства в честь Девы Марии и Святого Антонина. Хотя Наварро (1) пробыл в Паленсии всего два года, капитул постановил похоронить его в привилегированной крипте собора.

Творчество

Наварро (1) был единственным среди испанских композиторов Ренессанса, чьи произведения были опубликованы посмертно: Psalmi, hymni ac Magnificat (1590), изданные за счёт Франсиско Рейносо, богатого чиновника кафедрального собора Паленсии. Редактором выступил Франсиско Сото де Ланга. Сборник стал одним из двух самых популярных изданий вечерней музыки в Испании, Португалии и Мексике, активно использовавшихся до XVIII века.

Произведения Наварро (1) включают множество гимнов, псалмов и Magnificat, в которых сочетаются чередование григорианского хорала и четырёхголосной полифонии. В десяти из 28 гимнов и финальных «Gloria Patri» первых восьми Magnificat встречаются каноны, которые вводятся искусно и ненавязчиво. Его полифония отличается мастерской цитатой хорала в одной из голосовых партий. Предисловие Сото отмечает сочетание высокой эрудиции и «невероятной сладости» в музыке Наварро I.

Произведения

Сакральные вокальные

  • Psalmi, hymni ac Magnificat totius anni, 4 голоса (Псалмы, гимны и Magnificat на весь год, 4 голоса, Рим, 1590; издание 1978)
  • Священные контрафакты, 4 голоса (1588–11)
  • 12 мотетов, 4–6 голосов
  • Magnificat, псалмы, гимны, Puebla Cathedral, Мексика
  • 3 Magnificat, 2 псалма, 4 голоса

Светские

  • 2 виланески, villancico (1576–8)
  • 6 светских песен, 4 голоса