Нодо, Жак-Кристоф
1690 - 1762

Назад

Жак-Кристоф Нодо (Jacques-Christophe Naudot) - французский композитор, флейтист и педагог

  • Родился в 1690 году.
  • Умер 26 ноября 1762 г. -  Париж.

Иногда его ошибочно называют Жан-Жак. Впервые о Нодо услышали в 1719 году, когда он был указан как "мастер музыки" в брачном документе, а в 1726 году опубликовал свои первые сочинения. Согласно автобиографии Кванца, Нодо был одним из флейтистов, активно работавших в то время в Париже. Вальтер (1732) описал его как "процветающего" французского флейтиста, а в 1739 году он был одним из трех флейтистов (вместе с Лукасом и Мишелем Блаве), чей "редкий талант" к игре на флейте побудил поэта Денесле посвятить им свою поэму "Сиринкс, о происхождении флейты". Хотя кажется очевидным, что Нодо был хорошо известен в Париже как исполнитель, неизвестно, где он играл; возможно, в основном в частных салонах, поскольку посвящения многим его работам показывают, что у него было много учеников и покровителей из аристократических и буржуазных кругов. Возможно, он обучал игре на шарманке и мюзетте, а также игре на флейте. Нодо был масоном и 7 мая 1737 года был избран "суперинтендантом музыки" ложи Кусто-Виллеруа; в том же году он выпустил самый ранний сборник масонских песен, появившийся во Франции. Между 1726 и 1742 годами он опубликовал длинный ряд сочинений, главным образом для флейты; впоследствии они появлялись менее регулярно, а после 1752 года он больше ничего не публиковал. Когда он умер в 1762 году, официальный документ описывал его как “мастера игры на флейте и музыки”. (Джаннини неправильно переводит "m.e" в этом документе как "торговец" и, следовательно, использует его в качестве основы для необоснованной гипотезы о связи Нодо с торговлей флейтами.) Среди сочинений Нодо особое значение имеют концерты для флейты, соч.11, опубликованные, вероятно, между 1735 и 1737 годами, которые стали вторым печатным собранием концертов для флейты, появившимся во всей Европе (им предшествовали только VI концертов Вивальди для флейты траверсо, соч.10). В этих концертах Нодо показал себя мастером итальянского концертного искусства и технически продвинутого стиля игры на флейте, полного быстрых темповых движений и фигур из ломаных аккордов. Ранние сольные сонаты Нодо для флейты и континуо, обычно состоящие из четырех частей, уже свидетельствовали о склонности к этому стилю. К соч.9 он разработал новый тип третьей части в умеренном темпе, названной "Арией", которая была принята его современниками Буамортье и Блаве. В своих более поздних работах для флейты Нодо иногда приближался к стилю Галанта в своих медленных движениях, а его быстрые движения становились более четкими, лаконичными и слегка плавными. Большинство его дуэтных и трио-сонат более легкие по звучанию, чем сольные произведения, за исключением последнего трио (соч.15), сочинений в трех частях, которые содержат элементы итальянского симфонического стиля (только начинающего звучать в Париже), а также искусно проработанные фуги. Помимо своих произведений для флейты, Нодо создал ряд сложных сонат для шарманки и континуо (соч.14), а также ряд концертов, предназначенных в основном для сольной шарманки или мюзетты (соч.17), посвященная виртуозу игры на шарманке Данги л'Айне, и ряд легких пьес для шарманки или мюзетты. Он также опубликовал две книги простых пьес для двух охотничьих рожков или труб, а в его сборнике масонских песен - два марша для охотничьих рожков, флейт, гобоев и континуо и его единственное известное вокальное произведение “Дуэт для франков и масонов”. Хотя Нодо написал много легкомысленной музыки, его лучшие произведения сыграли важную роль в развитии виртуозности флейты во французской музыке 1730-х годов и в укреплении роли итальянского стиля и сольного концерта во французской литературе для деревянных духовых инструментов. Они также включают в себя некоторые из самых выдающихся произведений французской школы игры на флейте. Его произведения неоднократно переиздавались и, должно быть, пользовались большой популярностью у музыкантов-любителей того времени.

Ноты сочинений Жака-Кристофа Нодо на сайте библиотеки IMSLP