Нодо, Жак-Кристоф
1690 - 1762
Назад
Naudot, Jacques-Christophe

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жак-Кристоф Нодо был французским композитором, флейтистом и педагогом. Иногда его ошибочно называют Жан-Жак. Первые сведения о нём относятся к 1719 году, когда он упоминается как «мастер музыки» в брачном документе. Свои первые композиции он опубликовал в 1726 году.
Согласно автобиографии Кванца, Нодо входил в число активных парижских флейтистов. Вальтер в 1732 году охарактеризовал его как «процветающего» флейтиста. В 1739 году он был одним из трёх флейтистов (наряду с Лукасом и Мишелем Блаве), чьё «редкое мастерство» привело поэта Денеля посвятить им своё стихотворение Syrinx, ou L’origine de la flûte («Сиринга, или Происхождение флейты»).
Хотя Нодо был хорошо известен в Париже как исполнитель, точно неизвестно, где он выступал; вероятно, в основном в частных салонах, поскольку многие его произведения были посвящены аристократам и буржуазным ученикам и покровителям. Он, возможно, преподавал также игрой на шембале и мусетте.
Нодо был масоном; 7 мая 1737 года он был избран «надзирателем музыки» для ложи Кусто-Виллерой. В том же году он опубликовал первую во Франции коллекцию масонских песен. Между 1726 и 1742 годами он издал множество произведений, в основном для флейты; после этого публикации стали реже, а после 1752 года новых изданий не появилось. При его смерти 26 ноября 1762 года официальный документ называл его «мастером флейты и музыки».
Особое значение среди произведений Нодо имеют флейтовые концерты op.11, вероятно опубликованные между 1735 и 1737 годами. Они стали вторым напечатанным сборником флейтовых концертов в Европе после VI Concerti a flauto traverso, op.10 Вивальди. В этих концертах Нодо демонстрировал мастерство итальянского концерта и высокотехничный стиль игры на флейте с быстрыми пассажами и арпеджированными фигурациями.
Ранние сольные сонаты для флейты и basso continuo, обычно четырёхчастные, уже показывают склонность к этому стилю. В op.9 Нодо создал новый тип умеренного третьего движения — «Aria», который позже использовали Буаcмортье и Блаве. В поздних флейтовых произведениях медленные движения иногда приближаются к галантному стилю, а быстрые становятся более чёткими, сжатым и лёгко текущими. Дуэты и трио сонаты легче по характеру, за исключением последних трио (op.15), включающих элементы итальянского симфонического стиля и мастерски обработанные фуги.
Кроме флейтовых произведений, Нодо написал сложные сонаты для шембала и basso continuo (op.14), несколько концертов для соло шембала или мусетты (op.17), посвящённых виртуозу Данги-старшему, а также лёгкие пьесы для шембалов или мусетт. Он публиковал два сборника простых пьес для двух охотничьих рожков или труб и в коллекции масонских песен — две марши для охотничьих рожков, флейт, гобоев и basso continuo, а также единственное известное вокальное произведение — Duo pour les Francs-maçons («Дуэт для франкмасонов»).
Лучшие произведения Нодо способствовали росту виртуозности игры на флейте во Франции в 1730-х годах и укреплению роли итальянского стиля и сольного концерта в французской деревянно‑духовой музыке. Его произведения многократно переиздавались и были популярны среди любителей музыки того времени.
Ноты сочинений Жака-Кристофа Нодо на сайте библиотеки IMSLP