Нау, Стивен
1600 - 1647
Назад
Nau, Stephen

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
О его ранних годах известно немного. До поступления на службу в Англию он, по-видимому, работал в Германии: в одном рукописном фантазийном произведении для скрипки (ранее хранившемся во Вроцлаве, теперь в Бамберге) он назван «Stephan Nau … der Princessin zu Heydelberg Dantzmeister» (танцмейстер принцессы в Гейдельберге). Кроме того, в университетских списках Лейдена от 11 июня 1627 года он записан как «Gallus Aureliensis» (француз из Орлеана).
4 марта 1627 года Нау был принят на службу в английский королевский скрипичный ансамбль по патенту, датированному задним числом с Михаилова дня 1626 года. Уже через год, по королевскому указу от 22 ноября 1628, он унаследовал должность композитора при скрипичной капелле после смерти Томаса Лупо.
Его высоко ценили при дворе: с самого начала он получал огромную жалованье в 200 фунтов в год (столько же, сколько получал «Master of the Music»), и вскоре фактически стал руководителем ансамбля. В 1634 году Нау совместно с Себастьяном Ла Пьером написал танцы для маски Джеймса Ширли The Triumph of Peace («Торжество мира»), а в 1637 году — для придворной постановки трагикомедии Уильяма Картрайта The Royal Slave («Королевский раб») в Хэмптон-Корт.
Нау служил в английском дворе до начала Гражданской войны в 1642 году. В отличие от многих других французских музыкантов, он не покинул Англию. В 1644 году заболел (сохранились врачебные записи Теодора Турке де Майерна), а 13 марта 1647 года умер в приходе Св. Джайлса-ин-зе-Филдс в Лондоне. Его пережили жена Корнелия и восемь детей. Вероятно, его брат Симон Нау также служил в королевском скрипичном ансамбле в 1638–1642 годах.
Музыка Нау заслуживает большего внимания. В английских источниках сохранилось лишь восемь фрагментарных пьес, однако дошли также 14 полных четырёх- и пятиголосных танцев (хранятся в Уппсале) и шестичастный «балет» для пяти инструментов (Кассель). Известно, что в 1636 году книга с его сочинениями находилась в музыкальной библиотеке Уильяма Кавендиша, герцога Ньюкаслского.
Хотя Нау ограничивался модными танцевальными формами своего времени, он проявлял значительное мастерство и воображение, умело работал с красочностью струнного звучания, охотно использовал необычные ритмические комбинации и неожиданные гармонические обороты.
Ноты сочинений Стивен Нау на сайте библиотеки IMSLP