Нассарре, Пабло
1654 - 1730
Назад
Nassarre, Pablo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пабло Насарре — испанский теоретик музыки, композитор и органист. Сведения о его жизни весьма скудны. Известно, что он был слеп с раннего детства и обучался игре на органе у Пабло Бруны. В возрасте примерно 22 лет (по данным ранних биографов) он вступил в орден францисканцев и на протяжении всей своей жизни служил органистом в монастыре Святого Франциска в Сарагосе.
Судя по данным его публикаций, родился он, вероятно, как минимум на десять лет раньше, чем принятое ранее датирование 1664 годом. Первым трудом Насарре стали Fragmentos músicos ("Музыкальные фрагменты"), впоследствии переработанные и значительно расширенные во втором издании, подготовленном Хосе де Торресом. Это сочинение включает четыре раздела, посвящённые григорианскому пению, мензурации, контрапункту и обращению с диссонансами. Книга написана в форме диалога и ориентирована главным образом на практическое применение.
Вместе с тем Насарре отсылал читателя к своему более обширному труду Escuela música, según la práctica moderna ("Музыкальная школа согласно современной практике"), над которым он трудился, по его словам, около 50 лет. Это сочинение в двух томах, опубликованное в 1723–1724 годах, насчитывает более 1000 страниц и состоит из восьми книг (по четыре в каждом томе), каждая из которых делится на двадцать глав.
Насарре можно сравнить с Педро Чероне по масштабности и охвату тем. В его трудах встречаются как практические наставления, так и философские размышления. Тематика включает определения и влияние музыки на человека, григорианский хорал, метры и лады многоголосной музыки, подробное описание музыкальных инструментов, гармонические сочетания, строгий и свободный контрапункт, исполнительскую практику (особенно украшения), а также роль церковного музыканта.
Насарре придерживался консервативной испанской традиции, защищая её от итальянских новшеств. Его труды долгое время сохраняли непререкаемый авторитет среди испанских теоретиков и подверглись серьёзным нападкам лишь со стороны Антонио Эксименo, который называл его «органистом по рождению и слепцом по профессии», стремясь разрушить основанное на пифагорейских представлениях понимание музыки, которое Насарре отстаивал.
Среди немногочисленных сохранившихся произведений Насарре выделяется токката, написанная неожиданно в стиле итальянского концерта.
Ноты сочинений Пабло Нассарре на сайте библиотеки IMSLP