Нейрес, Джеймс
1715 - 1783

Назад

Джеймс Нейрес (James Nares) - английский композитор, органист и педагог

  • Крещён 19 апреля 1715 г. - Стэнвелл, Мидлсекс.
  • Умер 10 февраля 1783 г. - Лондон. 

Он был певчим Королевской капеллы в Лондоне под руководством Гейтса, а затем учился у Пепуша. Некоторое время он ассистировал Джону Пиготту, органисту часовни Святого Георгия в Виндзорском замке, непосредственно перед тем, как в августе 1735 года приступить к исполнению обязанностей органиста Йоркского собора. Официальный протокол его назначения в Йорк датирован 8 ноября 1735 года. Он покинул Йорк после своего назначения (датированного 13 января 1756 года) одним из органистов и композиторов Королевской капеллы, а в 1757 году получил степень магистра искусств в Кембридже. В октябре 1757 года он сменил Гейтса на посту наставника "Детей Королевской капеллы" и пригласил хористов спеть по крайней мере в одной театральной постановке - "Учреждении Подвязки" Дибдина, спектакле на Друри-Лейн, который шел 12 вечеров с 28 октября 1771 года. Он ушел в отставку с этого поста 1 июля 1780 года, сохранив за собой другие должности в королевской часовне. Он был похоронен в церкви Святой Маргариты в Вестминстере. Нэйрес проявлял свой приятный, хотя и тонкий композиторский талант главным образом в области церковной и клавишной музыки. Его службы, которые представляют его не с лучшей стороны, выдержаны в скучном стиле "короткой службы", как это практиковалось в его время, но имеют небольшой интерес к тому, чтобы быть, возможно, самыми ранними композициями такого рода, добавляющими явные изменения темпа к существующим методам, вносящим разнообразие в расположение последовательных предложений. Тем не менее, его исполнение на фа было очень популярным. В его гимнах почти весь акцент сделан на музыке для сольных голосов, особенно для дискантов. Действительно, очень немногие из них относятся к "полному" типу (например, "Призыв к памяти" и "Хлопните в ладоши"), и по большей части он предпочитал исполнять даже мрачные и покаянные тексты в виде соло, дуэтов и трио. Его стиль сладкозвучен и, хотя и не привлекателен и не индивидуален, иногда поражает приятностью и выразительностью, особенно в музыке для мальчиков, хотя в дуэтах он был склонен чрезмерно полагаться на очарование пассажей в третьей части. Обзор его гимнов не говорит о том, что он плохо представлен в своем самом известном произведении "Души праведников", написанном во время его пребывания в Виндзоре. Его сборник из восьми "Уроков игры на клавесине", изданный в 1747 году, демонстрирует определенный интерес к клавиатуре как таковой, а в № 5 есть интересное ларгетто, которое, начавшись в ля мажоре, переходит в ля минор, а затем проходит через Фа, Си, Соль, си минор, соль, до минор, Ля и до минор обратно в Ля. Но ни одно из его сочинений для клавесина не является более выдающимся, чем Урок № 3, соч.2. Пятый урок из того же цикла, в сольфеджио, также имеет некоторую привлекательность и завершается, исключительно для клавесинной музыки Нейреса, фугой. Но этому не учат, и этот аспект еще более очевиден в его органной музыке. "Соната в партитуре", включенная в соч.2, предназначена для двух скрипок и континуо с легким клавишным соло в обнимато. Самая амбициозная работа Нейреса, Королевская пастораль ("Деймон и Делия", либретто Дэниела Беллами, опубликовано в его "Этических забавах", 1768), состоит в основном из речитативов, арий и дуэтов для двух персонажей, с двумя припевами в генделевском духе и полномасштабной увертюрой. Инструментовка предназначена для струнных, валторн, гобоев и фаготов. Хотя это всегда приятно, нет ничего более запоминающегося, что могло бы избавить столь объемное произведение от скучности. Судя по всему, она была написана в 1742 году к годовщине женитьбы Фредерика, принца Уэльского. Коллекция "Catch", "Canons" и "Glees" (в которую входят "О прекраснейшая из девушек" Нейреса и "Одолжи мне свою кобылу", а также элегия Шекспира "Не бойся больше солнечного зноя" для двух сопрано и баса, впоследствии дополненная Р.Дж.С. Стивенсом и "Catch Club" 1770 года). “Ликование всем ценителям гармонии” призван показать, что каноны, не в меньшей степени, чем кетчи, могут быть "веселой музыкой". В "Il principio", или "Регулярном введении в игру на клавесине или органе", подчеркивается важность раннего внимания к дрожанию и развитию слабых пальцев. В него также входит множество интересных произведений для клавишных. В своих трактатах о пении Нейрес проводил различие, проливающее некоторый свет на историю сольмизации в Англии, между тем, что он называл французским соль-фа (использующим октаву и гораздо более простым в применении) и итальянским соль-фа (который он описывал как “оригинальное исследование для молодежи, которые намерены заниматься музыкой"). Обе книги содержат одни и те же полезные сведения о вокальном оформлении.