Нардини, Пьетро
1722 - 1793
Назад

Пьетро Нардини (Pietro Nardini) - итальянский скрипач и композитор
- Родился 12 апреля 1722 г. - Ливорно.
- Умер 7 мая 1793 г. - Флоренция.
Он рано проявил музыкальный талант и получил первые уроки в городе, где родился. В 1734 году он был принят в ученики к Тартини в Падуе и вскоре стал его любимым учеником (по словам Леони и Берни). Затем он приступил к интенсивной программе преподавания и давал публичные и частные концерты, для чего часто уезжал на длительные периоды за границу. В 1760 году он был в Вене на свадебных торжествах наследного принца; с октября 1762 по март 1765 года он служил при дворе в Штутгарте под руководством Джоммелли, возвращаясь в свою страну лишь с краткими визитами; в 1765 году он отправился в Брауншвейг, а в мае 1766 года вернулся в Ливорно. Два года спустя он был назначен солирующим скрипачом, а затем музыкальным руководителем придворной капеллы великого герцога Леопольда Тосканского во Флоренции, где оставался до самой своей смерти. Флорентийский оркестр состоял из выдающихся музыкантов, в том числе Кампиони и Дотеля, которые помогли поднять музыкальный и культурный уровень города: Нардини, например, был близким другом поэтессы Кориллы Олимпики-Маддалены Морелли и сам был членом "Аркадии" под именем Терпандро Лакедемоне. Его единственное отсутствие во Флоренции было во время последней болезни Тартини, когда, по словам Берни, он ухаживал за умирающим маэстро с истинно сыновней привязанностью и нежностью. Нардини прославился не только своей оркестровой игрой, но и сольными выступлениями, которые он давал вплоть до 1790-х годов. Он выступал при дворе Фердинанда III Бурбонского в Неаполе, в Риме в резиденции Гонзага и в Пизе в присутствии императора Иосифа II в 1784 году. Его композиции отражают его исполнительские способности. Он был известен своей совершенной техникой, великолепным владением смычком и великолепным звуком. Леопольд Моцарт услышал его игру в 1763 году и отметил: “Красоту, чистоту и ровность его тона и кантабиле невозможно превзойти”. Он особенно прославился своим исполнением частей адажио, которые больше соответствовали его лирической, а не драматической натуре. По словам Шубарта, ему удавалось растрогать даже самых бесчувственных слушателей своими глубокими эмоциями, выраженными так легко и естественно. Его композиции, соответственно, сочетают в себе две черты, характерные для итальянского стиля XVIII века: кантабиле и страстное письмо в медленных частях и беглость в быстрых. Трудно установить хронологию творчества Нардини, которое включает в себя более масштабные произведения и камерную музыку для флейты, струнных и клавесина. Стилистически они делятся на три основных периода. 12 скрипичных сонат и четыре скрипичных концерта, все неопубликованные, а также шесть сонат ор.5 и концертов ор.1 датируются примерно 1760 годом. Увертюры, сонаты для клавесина и "Адажио бродес" были написаны примерно в 1765-1766 годах, в то время как шесть квартетов, другие скрипичные сонаты и концерты для флейты были написаны после 1770 года. В сонатах прослеживается влияние Корелли и Тартини, и в основном они следуют последовательности "медленно–быстро–быстро". Тональность остается неизменной для всех трех частей, которые обычно имеют двудольную структуру. Первое аллегро часто является тематическим и наиболее проработанным, в то время как последняя часть обычно представляет собой танец, рондо или набор вариаций. Части адажио, которые, как правило, написаны в свободной форме, наиболее лиричны. Концерты, хотя и написаны под влиянием Тартини, написаны в порядке быстро–медленно–быстро. Менее известны произведения Нардини для флейты, которые свидетельствуют о его превосходном владении инструментом и выражают ту же глубокую эмоциональность, что и его произведения для скрипки. На его увертюры большое влияние оказал Джоммелли, а простыми и музыкально привлекательными клавесинными сонатами он обязан Альберти и Паскуали. Струнные квартеты больше всего отличаются от произведений Тартини своей структурой, синтаксисом фраз, тематическим изобретением, развитием идей, динамическим контрастом, характеризацией партий и раскрепощенностью бассо континуо. Учениками Нардини были Гаэтано Брунетти, Камбини, Кампаньоли, Джулини, Гоцци, Луккези и Манфреди в Италии, а также Джозеф Агус, Томас Линли (второй), Пихл и Ф.В. Руст за границей.
Ноты сочинений Пьетро Нардини на сайте библиотеки IMSLP