Нардини, Пьетро
1722 - 1793
Назад
Nardini, Pietro

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Нардини – итальянский скрипач и композитор. С раннего возраста проявлял музыкальные способности и получил первые уроки в родном городе. В 1734 году он стал учеником Джузеппе Тартини в Падуе и вскоре стал его любимым учеником. Нардини проводил интенсивные занятия и регулярно выступал с публичными и частными концертами, часто уезжая за границу на длительные периоды. В 1760 году он находился в Вене на свадебных торжествах наследного принца, а с октября 1762 до марта 1765 года служил при дворе в Штутгарте под руководством Й. Джоммелли, возвращаясь в Италию лишь на короткие визиты. В 1765 году он посетил Брауншвейг, а в мае 1766 года вернулся в Ливорно. Два года спустя Нардини был назначен солистом-скрипачом, а затем музыкальным руководителем при капелле двора великого герцога Леопольда Тосканского во Флоренции, где оставался до конца жизни.
Флорентийский оркестр состоял из выдающихся музыкантов, включая Кампиони и Дотеля, что способствовало повышению музыкального и культурного уровня города. Нардини был близким другом поэта Кориллы Олимпики – Маддалены Морелли и сам состоял в Академии Аркадия под именем Терапандро Лацедемон. Единственное отсутствие из Флоренции связано с последними днями жизни Тартини, когда Нардини, согласно Бёрни, заботился о умирающем мастере с истинной сыновней преданностью и нежностью.
Нардини прославился не только как оркестровый исполнитель, но и как сольный скрипач. Он выступал при дворе Фердинанда III Бурбона в Неаполе, в Риме в резиденции Гонзага и в Пизе в присутствии императора Иосифа II в 1784 году. Его игра отличалась безупречной техникой, прекрасным контролем смычка и превосходным звуком. Леопольд Моцарт, услышав его в 1763 году, отметил: «Красота, чистота и ровность его звука и кантилена не имеют равных». Особенно ценились его исполнения адажио, которые соответствовали его лирическому, а не драматическому характеру. По словам Шубарта, он умел трогать даже самых равнодушных слушателей глубиной эмоций, выражаемых с такой лёгкостью и естественностью.
Творчество Нардини отражает его исполнительское мастерство. Его произведения объединяют два типичных признака итальянской музыки XVIII века: кантиленный и страстный характер медленных частей и виртуозную свободу быстрых. Хронология его сочинений условна; они включают крупные произведения, камерную музыку для флейты, струнных и клавесина. Стиль его музыки делится на три основные периода: около 1760 года созданы 12 скрипичных сонат и четыре концерта, а также шесть сонат оп.5 и концерты оп.1; около 1765–1766 годов – увертюры, сонаты для клавесина и Adagios brodés "Адажио с орнаментами"; после 1770 года – струнные квартеты, новые скрипичные сонаты и концерты для флейты. Сонаты демонстрируют влияние Корелли и Тартини и обычно имеют структуру медленно–быстро–быстро. Концерты, под влиянием Тартини, написаны в порядке быстро–медленно–быстро. Произведения для флейты показывают глубокое знание инструмента и выражение сильных эмоций. Увертюры находились под влиянием Джоммелли, а простые и привлекательные клавесинные сонаты – под влиянием Альберти и Паскуали. Струнные квартеты отличаются от произведений Тартини более свободной структурой, развитием тематических идей, синтаксисом фраз, контрастом динамики и самостоятельностью бассо континуо. Среди учеников Нардини – Гаетано Брунетти, Камбини, Кампаньоли, Джулини, Гоцци, Лучези и Манфреди в Италии, а за границей – Джозеф Агус, Томас Линли (мл.), Пихль и Ф.В. Руст.
Оперные концерты
Сольная скрипка
Другие сочинения
Ноты сочинений Пьетро Нардини на сайте библиотеки IMSLP