Нанино, Джованни Мария
1543 - 1607
Назад

Джованни Мария Нанино (Giovanni Maria Nanino) - итальянский педагог, маэстро капеллы и композитор
- Родился в 1543 или 1544 году - Тиволи.
- Умер 11 марта 1607 г. - Рим.
Брат Джованни Бернардино Нанино. Он был певцом-сопрано в кафедральном соборе Вальерано (недалеко от Витербо). Возможно, он учился у Палестрины в начале и середине 1560-х годов, когда Палестрина был маэстро капеллы в соборе Святой Марии Маджоре в Риме. Личность "Гаудио Мелла", у которого, согласно некоторым ранним источникам, учились Нанино и Палестрина, не установлена. Нанино стал маэстро капеллы Санта-Мария-Маджоре где-то между 1567 и 1569 годами, вероятно, в 1567 году, когда Палестрина покинул этот пост. В апреле 1575 года он стал маэстро капеллы Святого Луиджи деи Франчези и занимал этот пост до октября 1577 года, когда был принят тенором в папский хор. До конца своей жизни он оставался одним из примерно 25 певцов папского хора. После 1586 года он несколько раз избирался на должность маэстро ди капелла, на которую музыканты назначались поочередно (до сентябрьских реформ 1586 года маэстро ди капелла был духовным лицом, а не музыкантом). В ноябре 1586 года он был отправлен в Мантую, чтобы поблагодарить герцога Гульельмо Гонзагу за услугу от имени папского хора. Хотя в письмах, написанных по этому поводу, ничего не говорится о музыке, они дают хорошее представление о методичном и надежном характере Нанино. Нанино оставался неофициально связан с Сан-Луиджи деи Франчези после того, как присоединился к папскому хору. Его постоянная деятельность в качестве учителя мальчиков-сопрано (четыре мальчика-сопрано в разное время; каждый мальчик оставался там от четырех до восьми лет) привела к тому, что некоторые авторы утверждают, что он был главным преподавателем в государственной музыкальной школе, основанной в последние десятилетия XVI века в Риме. В 1591 году младший брат Нанино, Джованни Бернардино, стал маэстро капеллы в Сан-Луиджи, и братья, живя вместе в доме, принадлежащем церкви, содержали и обучали четырех мальчиков из школьного хора. По словам Каметти, через эту небольшую хоровую школу прошли такие замечательные римские композиторы XVII века, как Грегорио и Доменико Аллегри, Винченцо Уголино, Антонио Чифра, Доменико Массенцио и Паоло Агостино. Другими известными учениками Нанино были Феличе Анерио, который с 1569 года был певчим в церкви Святой Марии Маджоре, и Антонио Брунелли. В конце XVI века Нанино, несомненно, был самым влиятельным преподавателем композиции в Риме. Свидетельством его обширной педагогической деятельности являются рукописные записи о преподавании Нанино, которые находятся в разных руках во многих библиотеках Европы. О его репутации как мастера свидетельствует то, что в 1593 году он был выбран (вместе с Сориано) для поддержания репутации римских композиторов как контрапунктистов в противовес клевете Себастьяна Раваля. Однако теперь кажется очевидным, что 157 контрапунктов "Испании", сохранившихся в рукописи 17 века и приписываемых Нанино во многих более поздних вторичных источниках, на самом деле являются 125 контрапунктами Костанцо Фесты, а также несколькими каноническими песнопениями Нанино (опубликованными в 1586 году) и четырьмя другими. неизвестные произведения (Эйджи). Об огромном авторитете Нанино в римских и европейских музыкальных кругах свидетельствуют не только анекдоты и рассказы его многочисленных учеников, но и содержание нотных гравюр, изданных в период с 1570 года по дату его смерти. Первое издание первой книги Нанино для пяти голосов утрачено, но указание на его должность маэстро капеллы в соборе Святой Марии Маджоре, повторенное в более поздних изданиях, позволяет предположить, что книга была впервые опубликована во время его пребывания в базилике (1567-1575). Когда-то считалось, что одно из стихотворений в сборнике ("Чужие голоса") посвящено победе при Лепанто в октябре 1571 года. Теперь ясно, что это не ссылка, а, скорее всего, намек на временные победы во французских религиозных войнах в 1569 году. Несмотря на то, что он опубликовал всего три сборника мадригалов и одну канцонетту, он внес множество произведений в антологии, и его мадригалы часто переиздавались. В те годы едва ли какая-либо важная антология выходила без его участия. Нанино был наиболее часто представляемым композитором в антологиях, напечатанных между 1555 и 1620 годами, за единственным исключением Алессандро Стриджио. В этой области он превосходит даже Маренцио и Палестрину. Часто его произведениям отводилось почетное место в печатных изданиях: например, в сборнике "Радость" (1589), изданном в качестве саморекламы братством римских музыкантов, "Мадригал" Нанино стоит на первом месте, на втором - "Палестрина" и еще одно произведение маэстро Анерио. Ди капелла братства, занимает третье место. Титульные листы подтверждают репутацию Нанино: Анерио и Дж.Б. Нанино с гордостью заявляли о себе как о его учениках на титульных страницах своих ранних публикаций; Фалез, переиздавая в 1599 году первую книгу мадригалов Анерио для шести голосов, добавил на титульном листе, что Анерио был учеником Нанино. За 15 лет до смерти Палестрины Нанино соперничал с ним как с самым почитаемым из римских композиторов; в течение десятилетия после смерти Палестрины Нанино был бесспорным главой крупной и важной римской школы. Несмотря на его авторитет среди современников, в современной истории светская музыка Нанино почти не обсуждается, а его духовная музыка остается в тени музыки Палестрины. Нанино заслуживает лучшего отношения, чем это. Он едва ли вскользь упоминается в "Итальянском мадригале" Эйнштейна и, вероятно, является самым интересным мадригалистом конца XVI века, который остался неизученным. С момента своей первой публикации он показал себя ярко выраженной музыкальной личностью, образец которой нельзя найти в Палестрине. Даже первые мадригалы начала 1570-х годов - это работа музыканта с большой разносторонностью и воображением, который смог объединить в одном сборнике полифонические, угловатые и серьезные "Голоса стран", один из самых популярных легких мадригалов конца века "Морир нон пуо" и искусно написанную пастораль, повествование о Лассо. Широко распространенный римский стиль последней четверти века, упомянутый Джустиниани в его краткой истории мадригала 1638 года, берет свое начало в произведениях, подобных двум предыдущим. Такое произведение, как "Долорози мартир" из его публикации 1586 года, демонстрирует большее стремление к самовыражению, чем у любого другого римского музыканта того времени, за исключением Маренцио. Его религиозная музыка демонстрирует такое же разнообразие и многогранность в рамках более ограниченного спектра духовных стилей. Хотя была напечатана только одна книга мотетов и несколько пьес из антологий 1610-х годов, большая часть духовной музыки сохранилась в рукописном виде.
Ноты сочинений Джованни Мария Нанино на сайте библиотеки IMSLP