Нанино, Джованни Мария
1543 - 1607
Назад
Nanino, Giovanni Maria

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Мария Нанино – итальянский композитор, учитель и маэстро ди капелла, брат Джованни Бернардино Нанино. В детстве он пел как сопрано в соборе Валлерано, недалеко от Витербо. Возможно, он учился у Джованни Пьерлуиджи да Палестрины в начале и середине 1560-х годов, когда Палестрина был маэстро ди капелла в церкви Санта Мария Маджоре в Риме.
Считается, что он изучал музыку также у некоего «Гаудио Мелл», личность которого до сих пор не установлена. Джованни Мария стал маэстро ди капелла в Санта Мария Маджоре примерно между 1567 и 1569 годами, вероятно, в 1567, когда Палестрина покинул этот пост. В апреле 1575 года он занял должность маэстро ди капелла в церкви Сан Луиджи дей Франчези, которую занимал до октября 1577 года, когда был принят тенором в папский хор.
В дальнейшем Нанино оставался одним из примерно 25 певцов папского хора. После 1586 года его несколько раз назначали на должность маэстро ди капелла, которая перед реформами сентября 1586 года принадлежала священнослужителям, а не музыкантам. В ноябре 1586 года он ездил в Манту для благодарности герцогу Гульельмо Гонзага за оказанную папскому хору услугу.
После вступления в папский хор Нанино продолжал преподавать мальчикам-сопрано в Сан Луиджи, где одновременно работал его младший брат Джованни Бернардино. Их школа воспитала многих влиятельных композиторов Рима XVII века, включая Грегорио и Доменико Аллегри, Винченцо Уголино, Антонио Чифра, Доменико Массенцио и Паоло Анастасио. Среди учеников Нанино также были Феличе Анерио и Антонио Брунелли. В конце XVI века он был, без сомнения, самым влиятельным учителем композиции в Риме.
Нанино пользовался большим престижем среди современников, о чём свидетельствуют его многочисленные ученики, публикации и участие в музыкальных дебатах. Его светская музыка почти не обсуждается в современных исследованиях, а сакральная музыка остаётся в тени Палестрины, хотя сама по себе заслуживает отдельного изучения.
Нанино проявил себя как мастер как сакральной, так и светской музыки. Его мадригалы конца XVI века отличаются мощной индивидуальностью и разнообразием стилей – от полифонически строгих до пасторально-описательных, часто включающих легкие и популярные мотивы. Сакральные произведения, хотя их печаталось немного, демонстрируют разнообразие и мастерство в рамках римской школы.
Сакральные произведения
Светские произведения
Ноты сочинений Джованни Мария Нанино на сайте библиотеки IMSLP