Нанино, Джованни Мария
1543 - 1607

Назад

Nanino, Giovanni Maria

  • Дата рождения: 1543 или 1544
  • Место рождения: Тиволи, Италия
  • Дата смерти: 11 марта 1607
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Джованни Мария Нанино – итальянский композитор, учитель и маэстро ди капелла, брат Джованни Бернардино Нанино. В детстве он пел как сопрано в соборе Валлерано, недалеко от Витербо. Возможно, он учился у Джованни Пьерлуиджи да Палестрины в начале и середине 1560-х годов, когда Палестрина был маэстро ди капелла в церкви Санта Мария Маджоре в Риме.

Считается, что он изучал музыку также у некоего «Гаудио Мелл», личность которого до сих пор не установлена. Джованни Мария стал маэстро ди капелла в Санта Мария Маджоре примерно между 1567 и 1569 годами, вероятно, в 1567, когда Палестрина покинул этот пост. В апреле 1575 года он занял должность маэстро ди капелла в церкви Сан Луиджи дей Франчези, которую занимал до октября 1577 года, когда был принят тенором в папский хор.

В дальнейшем Нанино оставался одним из примерно 25 певцов папского хора. После 1586 года его несколько раз назначали на должность маэстро ди капелла, которая перед реформами сентября 1586 года принадлежала священнослужителям, а не музыкантам. В ноябре 1586 года он ездил в Манту для благодарности герцогу Гульельмо Гонзага за оказанную папскому хору услугу.

После вступления в папский хор Нанино продолжал преподавать мальчикам-сопрано в Сан Луиджи, где одновременно работал его младший брат Джованни Бернардино. Их школа воспитала многих влиятельных композиторов Рима XVII века, включая Грегорио и Доменико Аллегри, Винченцо Уголино, Антонио Чифра, Доменико Массенцио и Паоло Анастасио. Среди учеников Нанино также были Феличе Анерио и Антонио Брунелли. В конце XVI века он был, без сомнения, самым влиятельным учителем композиции в Риме.

Нанино пользовался большим престижем среди современников, о чём свидетельствуют его многочисленные ученики, публикации и участие в музыкальных дебатах. Его светская музыка почти не обсуждается в современных исследованиях, а сакральная музыка остаётся в тени Палестрины, хотя сама по себе заслуживает отдельного изучения.

Творчество

Нанино проявил себя как мастер как сакральной, так и светской музыки. Его мадригалы конца XVI века отличаются мощной индивидуальностью и разнообразием стилей – от полифонически строгих до пасторально-описательных, часто включающих легкие и популярные мотивы. Сакральные произведения, хотя их печаталось немного, демонстрируют разнообразие и мастерство в рамках римской школы.

Произведения

Сакральные произведения

  • "Motecta … nova inventione elaborata" (Мотеты … нового сочинения), 3–5 голосов, Венеция, 1586
  • "Missa 'Vestiva i colli'" (Месса «Покрывала холмы»)
  • 3 мотета, 1614
  • 5 Ламентаций
  • 2 канона, 1605
  • Дополнительно – различные сакральные произведения в рукописях

Светские произведения

  • "Il primo libro de’ madrigali" (Первая книга мадригалов), 5 голосов, Венеция, около 1570–1575 (утрачено, переиздано 1579)
  • "Madrigali" (Мадригалы), 5 голосов, Венеция, 1581–1590, включая 13 произведений А. Стабиле
  • "Il terzo libro de madrigali" (Третья книга мадригалов), 5 голосов, Венеция, 1586
  • "Il primo libro delle canzonette" (Первая книга канцонетт), 3 голоса, Венеция, 1593
  • Различные мадригалы и канцонетты, 3–6 голосов, 1574–1601

Ноты сочинений Джованни Мария Нанино на сайте библиотеки IMSLP