Мютель, Иоганн Готфрид
1728 - 1788
Назад

Иоганн Готфрид Мютель (Johann Gottfried Müthel) - немецкий композитор
- Родился 17 января 1728 г. - Мельн, Лауэнбург.
- Умер 14 июля 1788 г. - Биненхоф, северная Рига.
Свое первое музыкальное образование он получил у своего отца, Кристиана Каспара Мютеля, органиста Николаикирхе в Мельне, а позже учился у Иоганна Пауля Кунцена в Любеке. В возрасте 19 лет он стал камерным музыкантом и органистом при дворе герцога Мекленбург-Шверина Кристиана Людвига II. Годичный отпуск позволил Мютелю весной 1750 года отправиться в Лейпциг, чтобы навестить "знаменитого капельмейстера и музыкального руководителя Баха... с целью совершенствования в своей профессии", как говорилось в сопроводительном письме от его работодателя. В то время Бах уже был болен, и неизвестно, какое учение он смог дать Мютелю. После смерти Баха 28 июля 1750 года Мютель отправился в ознакомительную поездку, посетив Й.К. Альтниколя в Наумбурге, Хассе в Дрездене, К.Ф.Э. Баха в Потсдаме и Телемана в Гамбурге; в этот период он также активно работал переписчиком. В 1753 году, благодаря добрым услугам своего брата, он получил должность капельмейстера при русском тайном советнике О.Х. фон Витингхофе в Риге; в 1767 году он был назначен органистом главной церкви Риги. Среди его друзей и почитателей в Риге был И.Г. Гердер. Мютель, которого также высоко ценили как клавишника-виртуоза, похоже, больше никогда не покидал Ригу; о его дальнейшей жизни почти ничего не известно. Творчество Мютеля невелико, и как в музыкальном, так и в техническом плане его клавишные работы являются самой сложной его частью. Однако, по-видимому, меньше работ из коллекции Претлака принадлежат Мютелю, чем предполагалось первоначально. Например, К.Ф. Шейл упоминается в других источниках как автор двух сохранившихся там концертов для клавесина. Поэтому к выдержке из письма Мютеля, которая приводится в немецком переводе (1773) книги Берни "Современное состояние музыки в Германии, Нидерландах и Соединенных провинциях", следует отнестись серьезно, хотя она и звучит как типичное излияние ars poetica периода "Штурма и драки": "Я придумал много произведений, когда был в хорошем настроении, но только в общих чертах, и эти произведения ждут, когда я настроюсь на дальнейшую работу, потому что я не люблю работать, когда не расположен к этому. И та истинная бодрость духа, которая требуется мне для работы, посещает меня крайне редко". Характерный для Мютеля девиз оригинальности, особенно во внутренних движениях его композиций, породил ритмически яркие мотивы и фразы, резкие изменения динамики и другие выразительные средства, служащие индивидуальному самовыражению. Его стиль имеет нечто общее со стилями К.Ф.Э. Баха и других экспериментаторски настроенных композиторов его поколения. Берни писал о нем: “Стиль этого композитора больше напоминает стиль Эмануэля Баха, чем любого другого. Но эти отрывки полностью принадлежат ему и делают честь как его голове, так и его руке”.
Ноты сочинений Иоганна Готфрида Мютеля на сайте библиотеки IMSLP