Милиус (Мёллер), Вольфганг Михаэль
1636 - 1713

Назад

Mylius (Möller), Wolfgang Michael

  • Дата рождения: 1636
  • Место рождения: Маннштедт, Тюрингия, Германия
  • Дата смерти: поздняя часть 1712 или начало 1713
  • Место смерти: Гота

Биография

Иоганн Михаэль Милиус — немецкий композитор и теоретик, происходил из той же семьи, что и Иоганн Даниэль Милиус. Изучал теологию в Йенском университете. 31 июля 1661 года стал музыкантом при дворе герцога Фридриха Вильгельма II в Альтенбурге. Герцог сразу же направил его в Дрезден для занятий у Кристофа Бернхарда, где Милиус пробыл с 1 августа 1661 по 10 декабря 1662 года.

Летом 1666 года, по случаю первой свадьбы императора Леопольда I, он отправился в Вену для совершенствования навыков композиции. В 1669 году, когда Капелла в Альтенбурге была расформирована, ему выделили достаточный доход на три года. Позже он присоединился к капелле в Готе герцога Эрнста I Саксен-Готского, который унаследовал альтенбургские владения; в 1676 году был назначен капельмейстером, сменив Г. Л. Агриколу, и занимал эту должность до смерти.

Творчество

Милиус писал многочисленные сакральные вокальные произведения и Зингшпили, однако, судя по всему, не публиковал их. Название его рукописного списка Musicalische Opera, welche mit der Hülffe Gottes erhoftes nach und nach getrucket werden sollen (D-Fsm) отражает его стремление найти издателя. Аналогичное стремление выражено в его учебнике Rudimenta musices, das ist: Eine kurtze und grundrichtige Anweisung zur Singe Kunst (Мюльхаузен, 1685).

Из музыкальных произведений сохранились только два сакральных: мотет для четырёх голосов с континуо (1697, D-Bsb) и диалог для сопрано и альта с четырёхголосным хором, пятью виолами и континуо (D-Dlb). Rudimenta musices служит практическим пособием для учеников композитора, где он обучал правильному исполнению современной музыки, отвергая устаревшие методы (солмизование, модусы). Учебник вводит студентов в современную нотацию, мажорные и минорные гаммы, интервалы, пропорции, а также особенности вокальной техники и выразительного пения.

Особое значение имеют его описания вокальных украшений: трелль, тиратта, вариация ноты, пассаджо — основанные на изучении у Бернхарда. Эта часть учебника, иллюстрированная множеством музыкальных примеров, предоставляет ценнейшие сведения о практике исполнения импровизационных украшений в сакральной музыке эпохи барокко.

Ноты сочинений Вольфганга Михаэля Милиуса (Мёллера) на сайте библиотеки IMSLP