Муршхаузер, Франц Ксавер
1663 - 1738
Назад

Франц Ксавер Муршхаузер (Franz Xaver Murschhauser) - немецкий композитор и теоретик
- Крещён 1 июля 1663 г. - Цаберн, Эльзас.
- Умер 6 января 1738 г. - Мюнхен.
Его карьеру можно проследить сначала в Мюнхене, где в 1676 году он был певцом и музыкантом-инструменталистом в школе Святого Петра. Там он брал уроки музыки сначала у кантора Зигмунда Ауэра, а затем, в 1683 году, у композитора и педагога Иоганна Каспара Керлла, у которого он учился до самой смерти Керлла в 1693 году. В 1691 году Муршхаузер стал музыкальным руководителем мюнхенской приходской церкви Фрауэнкирхе, где оставался до конца своей жизни. Его два опубликованных сборника музыки демонстрируют южногерманские особенности органной музыки, написанной для использования в католической литургии. Как "Octitonium novum organicum", так и "Prototypon longo-breve organicum" включают циклические композиции свободных фантазий и фуг, похожих на токкату, написанные на псалмы и основанные на простых напевных мелодиях. Они важны своим разнообразием и отличием от фугального письма. Трактат Муршхаузера "Academia musico-poetica bipartita", хотя и предназначен для обучения студентов композиции, является ультраконсервативным пособием, основанным в основном на концепциях духовной вокальной музыки 17-го века. Пожалуй, наиболее примечательным аспектом его содержания, состоящего из четырех основных разделов (1. Основы музыки в целом и ее звучания, основы интервальной музыки; 2. Основы консонантной музыки; 3. Основы диссонантной музыки; 4. Основы хоральной музыки и фигуративной музыки), является отдаленность метода Муршхаузера от XVIII века - века духовной и светской музыки. Маттесон подверг трактат уничтожающей сатире в первом томе своей "Музыкальной критики", в первом разделе, озаглавленном "Мелопоэтические стихи". В результате незначительный трактат Муршхаузера важен только как катализатор ценного свидетельства Маттесона о продолжающемся в XVIII веке конфликте между "старомодными" композиторами, все еще придерживающимися контрапунктической практики духовной музыки конца XVI века, и "современными" композиторами, на которых в значительной степени повлияли особенности итальянской оперы.
Ноты сочинений Франца Ксавера Муршхаузера на сайте библиотеки IMSLP