Мурсия, Сантьяго де
1682 - 1740
Назад

Сантьяго де Мурсия (Santiago de Murcia) - испанский композитор, теоретик и гитарист
- Родился в 1682 году - Мадрид.
- Умер в 1740 году - Мексика.
Он почти наверняка был сыном Габриэля де Мурсии (племянника композитора Хуана Идальго) и Джулианы де Леон, которые принадлежали к длинному роду производителей инструментов и композиторов. Есть основания полагать, что Мурсия учился у Франсиско Герау, учителя музыки в королевской хоровой школе в 1693 году и в королевской капелле в 1696-1700 годах. В течение первого десятилетия XVIII века он был учителем игры на гитаре у королевы Марии Луизы Габриэлы, молодой жены Фелипе V, которая также наняла Антонио де Мурсию (вероятно, брата Сантьяго) в качестве своего личного гитариста. Мурсия пользовался покровительством нескольких влиятельных меценатов, в том числе ярого сторонника Фелипе V, Джакома Франсиско Андриани, которому Мурсия посвятил свое "Резюме компаньона по партии гитары"; титульный лист и предисловие указывают на то, что Мурсия находился под покровительством Андриани и проживал в его доме. Другим мадридским чиновником, связанным с Мурсией, был королевский нотариус Джозеф Альварес де Сааведра; Мурсия посвятил ему свою коллекцию пассакалей и обрас. Несколько произведений в сборниках Мурсии по гитаре позволяют предположить, что он, возможно, сотрудничал с драматургами и театральными композиторами, такими как Франсиско де Кастро, Педро Ланини и Антонио Самора, и что он был лично знаком с другими гитарными композиторами, включая Франсуа Ле Кока. Имя Мурсии исчезает из судебных документов после 1717 года; вероятно, сначала он отправился во Францию, Бельгию или Голландию и прибыл в Мексику где-то между 1718 и 1731 годами. Из неоднозначной записи о погребении следует, что Альварес де Сааведра умер в Пуэбле и был похоронен в приходе Аналько в 1737 году; возможно, Мурсия тоже жил там. Мурсию помнят за его трактат "Возвращение к игре на гитаре" (написанный в Антверпене в 1714 году и опубликованный в Мадриде в 1717 году) и за две рукописные антологии гитарной музыки. The Resumen - это наиболее полный трактат о бассо континуо для барочной гитары. В нем объясняется, как создать фигурный бас, а также затрагиваются подвесы, каденции, ключи и предполагаемая их перестановка, лады и размеры (как в "современном иностранном стиле", так и в “старом испанском стиле”). Далее следует обширная коллекция французских танцев; они не имеют авторства, но представляют собой гармонизированные постановки танцев вдвоем, танцев на балу и контрдансов из типографии "Рауль-Оже Фейе" в Париже, расположенные в хронологическом порядке публикации. В сборник также вошли 26 менуэтов, серия вариаций на популярные испанские аккордовые последовательности и три виртуозные сюиты. Значительное влияние этого трактата на испанских коллег и последователей Мурсии видно из нескольких рукописных копий и расширенных выдержек из него, цитируемых в более поздних трактатах. Это элегантные, роскошные рукописи, датируемые 1732 годом и первоначально объединенные в единый двухтомник. Они содержат одни из лучших произведений, написанных для барочной гитары, и ценны также тем, что в них используется аппликатура левой рукой, которая обычно не используется в барочных гитарных табулатурах. Они представляют собой кульминацию эпохи, когда предпочтение отдавалось пятиструнной гитаре с высокими частотами и использовалась табулатура, а не штатная нотация. Мурсия был одним из последних, кто использовал новые настройки, при которых нижняя струна располагалась посередине. Сальдиварский кодекс содержит вариации на испанские танцевальные мелодии, датируемые концом XVI - началом XVIII веков, такие как "джакара", "мариона", "гальярда", "вильяно" и "эспаньолета", и является самым ранним музыкальным источником для фанданго, хоты и сегидильи, которым суждено было стать неотъемлемой частью культурного ландшафта Испании. в 19 веке. Также большой интерес представляют кумбес и зарамбеке, самые ранние известные образцы нотной инструментальной музыки афроамериканского происхождения. В сборник также вошли несколько французских танцев (некоторые из них Андре Кампра или Луи Гийома Пекура), 13 менуэтов и соната из трех частей, медленная часть которой напоминает Корелли, а финал полностью сонатный, с тематической дифференциацией и обширным разделом развития - замечательная демонстрация того, что в 1732 году самое позднее, Мурсия был в авангарде событий, приведших к классическому периоду. "Пассакалес и обрас" открывается серией грандиозных пассакалей, сгруппированных парами (первая - в четырехдольном, вторая - в трехдольном метре) и расположенных в порядке возрастания тональности в соответствии с итальянской системой альфабето. Это сложные и разнообразные произведения, тщательно составленные и хорошо сконструированные, несмотря на их импровизационный характер. За ними следуют итальянские прелюдия и Allegro, батальная пьеса и 11 сюит, состоящих от шести до 12 частей, включая стандартные аллеманду, куранту, сарабанду и жигу. Многие сюиты объединены повторяющимися мотивами, а некоторые заимствуют отрывки из произведений современных гитарных композиторов.
Ноты сочинений Сантьяго де Мурсии на сайте библиотеки IMSLP