Мурсия, Сантьяго де
1682 - 1740

Назад

Murcia, Santiago de

  • Дата рождения: около 1682 года
  • Место рождения: Мадрид, Испания
  • Дата смерти: около 1740 года
  • Место смерти: Мексика (вероятно)

Биография

Сантьяго де Мурсия — испанский композитор, теоретик и гитарист. Он почти наверняка был сыном Габриеля де Мурсии (племянника композитора Хуана Идальго) и Хулианы де Леон, представители которых происходили из давнего рода музыкальных мастеров и композиторов. Существуют сведения, что Мурсия учился у Франсиско Герау, музыкального наставника в школе королевского хора с 1693 года и при королевской капелле в 1696–1700 годах.

В начале XVIII века он стал учителем игры на гитаре для королевы Марии Луизы Габриэлы, молодой жены Филиппа V, которая также использовала услуги Антонио де Мурсии (вероятно, брата Сантьяго) как своего личного мастера по гитаре.

Мурсия пользовался поддержкой нескольких влиятельных покровителей, включая Якоме Франсиско Андриани, сторонника Филиппа V, которому он посвятил своё руководство Resumen de acompañar la parte con la guitarra; титульная страница и предисловие свидетельствуют, что Мурсия жил под покровительством Андриани. Другим мадридским чиновником, связанным с Мурсией, был королевский нотариус Хосе Альварес де Сааведра; Мурсия посвятил ему сборник Passacalles y obras. Некоторые произведения из гитарных книг Мурсии указывают на возможное сотрудничество с драматургами и театральными композиторами, такими как Франсиско де Кастро, Педро Ланини и Антонио Замора, а также на личное знакомство с другими гитарными композиторами, включая Франсуа Ле Кока.

Имя Мурсии исчезает из придворных документов после 1717 года; вероятно, он сначала путешествовал по Франции, Бельгии или Голландии, а затем прибыл в Мексику между 1718 и 1731 годами. Неоднозначная запись о похоронах указывает, что Альварес де Сааведра умер в Пуэбле и был похоронен в приходе Аналко в 1737 году; возможно, Мурсия жил там же.

Творчество

Мурсия известен своим трактатом Resumen de acompañar la parte con la guitarra (гравирован в Антверпене в 1714 году и опубликован в Мадриде в 1717 году) и двумя рукописными антологиями гитарной музыки. Трактат считается наиболее полным руководством по бассо континуо для барочной гитары. Он объясняет, как реализовывать фигуративный бас, затрагивает подвесы, каденции, ключи и транспозицию ключа, модусы и размеры (как в «современном иностранном стиле», так и в «старом испанском стиле»).

В трактате также приведена обширная коллекция французских танцев, упорядоченных по хронологии публикаций, 26 менуэтов, серия вариаций на популярные испанские аккордовые последовательности и три виртуозные сюиты. Значительное влияние трактата на испанских коллег и последователей Мурсии подтверждается множеством рукописных копий и цитированием в последующих трудах.

Две антологии — это Saldívar Codex no.4 (семья Сальдивар, Мехико, 1732) и Passacalles y obras de guitarra por todos los tonos naturales y acidentales (1732, GB-Lbl Add.31640). Они содержат лучшую музыку для барочной гитары, важны для изучения аппликатуры левой руки, использующейся в то время, и отражают кульминацию эпохи пятиструнной гитары с перебранным строем и использованием табулатуры вместо нотного стана.

Saldívar Codex включает вариации на испанские танцевальные мелодии XVI–XVIII веков, такие как jácara (якара), mariona (мариона), gallarda (галларда), villano (вильяно) и españoleta (эспаньолета), а также первые известные нотированные образцы fandango (фанданго), jota (хота) и seguidilla (сегидилья), ставшие важной частью испанской культуры XIX века. Также примечательны cumbés (кумбы) и zarambeques (зарамбеки) — ранние нотированные примеры инструментальной музыки афроамериканского происхождения.

Passacalles y obras открывается серией сложных пасакалий, сгруппированных попарно (четвертной и тройной размер), далее следуют итальянские Preludio и Allegro, «боевой» пьес и 11 сюит по 6–12 частей, включая стандартные allemande (аллеманда), courante (куранта), sarabande (сарабанда) и gigue (жиг). Многие сюиты объединены повторяющимися мотивами, некоторые заимствуют фрагменты у современных гитарных композиторов.

Произведения

  • Resumen de acompañar la parte con la guitarra (Руководство по аккомпанементу партии на гитаре)
  • Saldívar Codex no.4 (Кодекс Сальдивар №4)
  • Passacalles y obras de guitarra por todos los tonos naturales y acidentales (Пасакали и произведения для гитары во всех натуральных и изменённых тонах)

Ноты сочинений Сантьяго де Мурсии на сайте библиотеки IMSLP