Манди, Уильям
1528 - 1591
Назад
Mundy, William

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Уильям Манди — английский композитор, отец Джона Манди. Он, по-видимому, всю жизнь работал в Лондоне. В 1543 году стал старшим хористом Вестминстерского аббатства, сменив Томаса Джайлза, а в 1547 году получил должность кондукта при церкви святого Мартина в Ладгейте.
С 1548 по 1558 годы, будучи приходским клириком церкви Святой Марии в Хилле, где его отец Томас был саксоном, он регулярно пополнял приходской хор певцами из Королевской капеллы. В 1557 году Манди и его отец участвовали в праздничных мероприятиях в честь дня святого Климента в церкви St Clement Danes. К 1559 году он стал мирянином-вокализатором (lay vicar) при соборе Святого Павла и в том же году подписал основные положения Акта о верховенстве и униформизме вместе с другими музыкантами собора.
В 1564 году он был избран джентльменом Королевской капеллы, где, согласно родословной XVII века семьи Манди, занимал должность заместителя декана. Предположительно, умер вскоре до 12 октября 1591 года — даты назначения его преемника. Среди музыкантов, подтверждавших современную репутацию Манди, был Роберт Доу, чьи партбуки содержат латинскую двустишие, сравнивающее «луну» Манди с «солнцем» Берда.
Определение, какие произведения приписаны Уильяму, а какие Джону Манди, иногда затруднительно. Так, произведения O mater mundi (О, матерь мира) и Sermone blando (Мягкой речью) уверенно относятся к Уильяму.
Его наиболее совершённые сочинения для англиканской службы — Magnificat (Величит душа моя Господа) и Nunc dimittis in medio chori (Ныне отпускаешь раба Твоего среди хора) — опираются на звуковые приёмы докатолической полифонии с использованием гимельных соло. Стиль преимущественно слоговой, с элементами гомофонии. Среди лучших полных антифонов — O Lord, I bow the knees (О Господь, преклоняю колени) и популярный O Lord, the maker of all things (О Господь, Создатель всего). Его светские и вокальные стиховые антифоны Ah, helpless wretch (Ах, беспомощный несчастный) объединяют элементы consort song, метрического псалма и полной антифонной формы.
Качество латинской музыки Манди различно. Ранние произведения включают две мессы и часть альтернативной обработки псалма In exitu Israel (Когда Израиль выходил) для пасхальной вечерни. Знаковые произведения — большие марийские антифоны Vox patris caelestis (Голос Отца небесного) и Maria virgo sanctissima (Мария, Пресвятая Дева), с богатой полифонией и чередованием полных и сокращённых составов хора. Расширенные псалмы и фрагментарный Miserere mei Deus (Помилуй меня, Боже) демонстрируют разнообразие композиционных подходов.
Службы:
Антемы:
Латинская духовная музыка:
Инструментальная музыка:
Ноты сочинений Уильяма Манди на сайте библиотеки IMSLP