Манди, Уильям
1528 - 1591
Назад
Mundy, William
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Уильям Манди был английским композитором, отцом Джона Манди. Он, по-видимому, всю жизнь работал в Лондоне. В 1543 году стал старшим хористом Вестминстерского аббатства, сменив Томаса Джайлза, а в 1547 году получил должность кондукта при церкви святого Мартина в Ладгейте.
С 1548 по 1558 годы, будучи приходским клириком церкви Святой Марии в Хилле, где его отец Томас был саксоном, он регулярно пополнял приходской хор певцами из Королевской капеллы. В 1557 году Манди и его отец участвовали в праздничных мероприятиях в честь дня святого Климента в церкви "Святой Климент Датский". К 1559 году он стал мирянином-вокализатором при соборе Святого Павла и в том же году подписал основные положения Акта о верховенстве и униформизме вместе с другими музыкантами собора.
В 1564 году он был избран джентльменом Королевской капеллы, где, согласно родословной XVII века семьи Манди, занимал должность заместителя декана. Предположительно, умер вскоре до 12 октября 1591 года — даты назначения его преемника. Среди музыкантов, подтверждавших современную репутацию Манди, был Роберт Доу, чьи партбуки содержат латинскую двустишие, сравнивающее "луну" Манди с "солнцем" Берда.
Определение, какие произведения приписаны Уильяму, а какие Джону Манди, иногда затруднительно. Так, произведения "О, матерь мира" и "Мягкой речью" уверенно относятся к Уильяму.
Его наиболее совершённые сочинения для англиканской службы — "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") и "Ныне отпускаешь" среди хора — опираются на звуковые приёмы докатолической полифонии с использованием гимельных соло. Стиль преимущественно слоговой, с элементами гомофонии. Среди лучших полных антифонов — "О Господь, преклоняю колени" и популярный "О Господь, Создатель всего". Его светские и вокальные стиховые антифоны "Ах, беспомощный несчастный" объединяют элементы консортной песни, метрического псалма и полной антифонной формы.
Качество латинской музыки Манди различно. Ранние произведения включают две мессы и часть альтернативной обработки псалма "Когда Израиль выходил" для пасхальной вечерни. Знаковые произведения — большие марийские антифоны "Голос Отца небесного" и "Мария, Пресвятая Дева", с богатой полифонией и чередованием полных и сокращённых составов хора. Расширенные псалмы и фрагментарный "Помилуй меня, Боже" демонстрируют разнообразие композиционных подходов.
Службы
Антифоны
Латинская духовная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Уильяма Манди на сайте библиотеки IMSLP