Манди, Уильям
1528 - 1591

Назад

Mundy, William

  • Дата рождения: около 1528 года
  • Место рождения: Англия
  • Дата смерти: около 1591 года
  • Место смерти: Англия

Биография

Уильям Манди — английский композитор, отец Джона Манди. Он, по-видимому, всю жизнь работал в Лондоне. В 1543 году стал старшим хористом Вестминстерского аббатства, сменив Томаса Джайлза, а в 1547 году получил должность кондукта при церкви святого Мартина в Ладгейте.

С 1548 по 1558 годы, будучи приходским клириком церкви Святой Марии в Хилле, где его отец Томас был саксоном, он регулярно пополнял приходской хор певцами из Королевской капеллы. В 1557 году Манди и его отец участвовали в праздничных мероприятиях в честь дня святого Климента в церкви St Clement Danes. К 1559 году он стал мирянином-вокализатором (lay vicar) при соборе Святого Павла и в том же году подписал основные положения Акта о верховенстве и униформизме вместе с другими музыкантами собора.

В 1564 году он был избран джентльменом Королевской капеллы, где, согласно родословной XVII века семьи Манди, занимал должность заместителя декана. Предположительно, умер вскоре до 12 октября 1591 года — даты назначения его преемника. Среди музыкантов, подтверждавших современную репутацию Манди, был Роберт Доу, чьи партбуки содержат латинскую двустишие, сравнивающее «луну» Манди с «солнцем» Берда.

Творчество

Определение, какие произведения приписаны Уильяму, а какие Джону Манди, иногда затруднительно. Так, произведения O mater mundi (О, матерь мира) и Sermone blando (Мягкой речью) уверенно относятся к Уильяму.

Его наиболее совершённые сочинения для англиканской службы — Magnificat (Величит душа моя Господа) и Nunc dimittis in medio chori (Ныне отпускаешь раба Твоего среди хора) — опираются на звуковые приёмы докатолической полифонии с использованием гимельных соло. Стиль преимущественно слоговой, с элементами гомофонии. Среди лучших полных антифонов — O Lord, I bow the knees (О Господь, преклоняю колени) и популярный O Lord, the maker of all things (О Господь, Создатель всего). Его светские и вокальные стиховые антифоны Ah, helpless wretch (Ах, беспомощный несчастный) объединяют элементы consort song, метрического псалма и полной антифонной формы.

Качество латинской музыки Манди различно. Ранние произведения включают две мессы и часть альтернативной обработки псалма In exitu Israel (Когда Израиль выходил) для пасхальной вечерни. Знаковые произведения — большие марийские антифоны Vox patris caelestis (Голос Отца небесного) и Maria virgo sanctissima (Мария, Пресвятая Дева), с богатой полифонией и чередованием полных и сокращённых составов хора. Расширенные псалмы и фрагментарный Miserere mei Deus (Помилуй меня, Боже) демонстрируют разнообразие композиционных подходов.

Произведения

Службы:

  • First Service (Первая служба), 4–6 голосов
  • Short Service (Короткая служба), 4 голоса
  • Evening Service «to Mr Parsons» (Вечерняя служба «господину Парсонсу»), 5 голосов
  • Evening Service «in medio chori» (Вечерняя служба «среди хора»), 6/9 голосов

Антемы:

  • Ah, helpless wretch (Ах, беспомощный несчастный), 5 голосов, орган
  • Bow down thine eye (Преклони свой взор), 4 голоса
  • Increase my joy (Увеличь мою радость)
  • Lay not up your treasures (Не собирай себе сокровищ), 4 голоса
  • Let the sea make a noise (Пусть море издаёт шум), 6 голосов
  • My song shall be of mercy (Моя песнь будет о милости)
  • O Lord, I bow the knees (О Господь, преклоняю колени), 5 голосов
  • O Lord, the maker of all things (О Господь, Создатель всего), 4 голоса
  • O Lord, the world’s saviour (О Господь, Спаситель мира), 4 голоса
  • Prepare you, time weareth away (Приготовьтесь, время уходит), 4 голоса, карол
  • Save me, O God, for thy name’s sake (Спаси меня, Боже, ради имени Твоего)
  • The secret sins (Тайные грехи), стиховой антифон
  • This is my commandment (Сие есть заповедь моя), 4 голоса

Латинская духовная музыка:

  • Mass upon the Square (Месса на квадрате), 2 версии, 4 голоса
  • Kyrie (Господи, помилуй), 4–5 голосов
  • Adhaesit pavimento (Прислонился к полу), 5 голосов
  • Adolescentulus sum ego (Я юноша), 6 голосов
  • Alleluia (Аллилуйя), 4 голоса (2 версии)
  • A solis ortus cardine (От восхода солнца), 5 голосов
  • Beati immaculati (Блаженны непорочные), 5 голосов
  • Beatus et sanctus (Блажен и свят), 5 голосов
  • Domine, non est exaltatum (Господи, не превознёсся), 6 голосов
  • Domine, quis habitabit (Господи, кто обитает), 6 голосов
  • Eructavit cor meum (Вскрикнуло сердце моё), 6 голосов
  • Exurge, Christe (Восстань, Христе), 4 голоса
  • Gaude virgo mater (Радуйся, Дева-Мать)
  • In aeternum (Во веки), 6 голосов
  • In exitu Israel (Когда Израиль выходил), 4 голоса, совместно с Sheppard и, возможно, Thomas Byrd
  • Magnificat (Величит душа моя Господа), 4 голоса (несколько версий)
  • Maria virgo sanctissima (Мария, Пресвятая Дева), 6 голосов
  • Memor esto (Помни, Господи), 5 голосов
  • Miserere mei Deus (Помилуй меня, Боже), 6 голосов
  • Noli aemulari (Не завидуй), 5 голосов
  • O admirabile (О дивный), 5 голосов
  • Sive vigilem (Буду бдителен), 5 голосов
  • Veni Creator Spiritus (Приди, Дух Создатель), 5 голосов
  • Videte miraculum (Видите чудо), 5 голосов
  • Vox Patris caelestis (Голос Отца небесного), 6 голосов

Инструментальная музыка:

  • In Nomine, 5 голосов (Во имя)
  • O mater mundi, 5 голосов (О, матерь мира)
  • Sermone blando, 5 голосов (Мягкой речью)
  • A Solfinge Song (Песня сольфингиста)
  • Без названия, 5 голосов («Фантазия»)

Ноты сочинений Уильяма Манди на сайте библиотеки IMSLP