Муффат, Готлиб
1690 - 1770

Назад

Готлиб Муффат (Gottlieb Muffat) - немецкий композитор и органист

  • Крещён 25 апреля 1690 г. - Пассау.
  • Умер 9 декабря 1770 г. - Вена.

Сын Георга Муффата. Он был ведущим клавишным композитором Вены в начале XVIII века.

Муффат вел более стабильную жизнь, чем его отец, вступив в музыкальный истеблишмент при венском дворе в начале своей карьеры и оставаясь там более полувека. Можно предположить, что в детстве он обучался у своего отца. Вероятно, он покинул Пассау только в 1704 году, в год смерти своего отца. Первое сообщение о его пребывании в Вене датируется 1711 годом, когда он стал старшим преподавателем под руководством Дж. Дж. Фукса (в некоторых источниках ошибочно указывается дата - 1706 год). Обучение ученых при императорском дворе включало в себя игру на органе и других инструментах, континуо, пение и контрапункт. В 1717 году Муффат был назначен официальным придворным органистом: он должен был играть на богослужениях в Хофкапелле и непрерывно аккомпанировать при постановках опер. В это время он получил грант на период обучения за границей, но нет никаких сведений о точной дате или месте его визита. Впоследствии у него появились дополнительные обязанности при дворе, включая обучение различных детей императорской семьи, в том числе будущей императрицы Марии Терезии. В силу его преданной службы Фукс рекомендовал повысить ему зарплату в 1723 году, когда он ассистировал на знаменитом торжественном представлении оперы Фукса "Констанца и фортецца" в Праге. Три года спустя, в предисловии к своей первой публикации "72 стиха из 12 токкатен", он признал, что многим обязан Фуксу ("без всякой лести - лучшему мастеру в мире"). В 1729 году он был назначен вторым органистом. После смерти императора Карла VI в 1740 году и восшествия на престол Марии Терезии ресурсы хофкапеллы были реорганизованы, и в 1741 году Муффат окончательно повысили до должности первого органиста. Кажется, после этого он больше не писал музыки. Предполагаемое продолжение его второй публикации, "Музыкальные компоненты" (1739 г.), так и не появилось, и все более поздние источники его произведений XVIII века являются копиями фрагментов из более ранних рукописей. Он был уволен на пенсию в 1763 году (по некоторым источникам, в 1764 году).

В отличие от своего разносторонне развитого отца, Муффат предпочел ограничиться почти исключительно одной областью - клавишной музыкой. Он стоял в конце длинной череды органистов эпохи барокко и клавишных композиторов, работавших в Вене, и был единственным современником Баха, внесшим существенный вклад в репертуар клавишников как в количественном, так и в качественном отношении. Большая часть его музыки осталась неопубликованной и до сих пор малоизвестна: она охватывает более широкий спектр форм, чем можно было бы предположить по двум опубликованным сборникам. Хотя он жил до 1770 года, в музыкальном плане он принадлежит скорее к периоду позднего барокко, чем к эпохе Гайдна; его клавишные произведения никогда не выходят за рамки традиционных барочных структур (токката, полная фуга, танцевальная сюита, чаккона). Консерватизм Муффата наиболее очевиден в его фугах. Его репутация как контрапунктиста основана главным образом на коротких литургических фугах из 72 стихов, сохранению которых способствовал выпуск новых изданий, начиная с 1800 года, и включение отрывков в фугальные трактаты (например, Марпургиевы 1753-1754). Однако эти стихотворения затмеваются архаичным величием неопубликованных стихотворений Ришелье. Они составляют самую крупную коллекцию подобных произведений, написанных в начале 18 века. Для своего времени они необычны тем, что в них нет вступительных токкат или прелюдий: в этом они напоминают "Искусство фуги" Баха и, как и это произведение, записаны в открытой партитуре, следуя более раннему барочному использованию строгих контрапунктических клавишных пьес. Ученикам Фукса принадлежали печатные издания и личные рукописные копии произведений композиторов XVII века, таких как Фрескобальди, Дж.Б. Фасоло, Фробергер, Баттиферри, Фабрицио Фонтана и Поглиетти. Собственные рисунки Муффата показывают, что он был знаком с этими моделями: их плавная преемственность сильно отличается от жесткого, искусственного ритмического стиля "видов" Фукса в "Градусе Парнаса" (1725) и гораздо ближе к истинному духу стиля антико, чем к артефакту Фукса. Среди отдельных элементов, свидетельствующих о влиянии старого стиля ричеркара, - сильный модальный колорит, особенно во фригийских ладах; некоторые угловатые хроматические сюжеты, напоминающие хроматический стиль в "Фиори мюзикали" Фрескобальди; и использование секционных структур. В "ричеркаре" прослеживается традиционное отличие по характеру от прилагаемых к ним 19 канцон, поскольку они стилистически связаны с вокальным мотетом 16-го века, в то время как "канцоны" выполнены в более живом, более идиоматически инструментальном стиле. Несколько канцон также имеют секционную форму, в первую очередь № 11. Это настоящая вариативная канцона, ритмическая трансформация темы в последующих разделах (включая версию в стиле жиги) соответствует излюбленной практике 17-го века. Благодаря своему комплексному подходу к приготовлению канцоны Муффат “стоит особняком в своем времени” (Уилсон).

Ноты сочинений Готлиба Муффата на сайте библиотеки IMSLP