Моцарт, Леопольд (Иоганн Георг)
1719 - 1787

Назад

Леопольд (Иоганн Георг) Моцарт (Leopold (Johann Georg) Mozart) - австрийский композитор, скрипач и теоретик

  • Родился 14 ноября 1719 г. - Аугсбург.
  • Умер 28 мая 1787 г. - Зальцбург.

Он был сыном аугсбургского переплетчика Иоганна Георга Моцарта (1679-1736) и учился в Аугсбургской гимназии (1727-1735) и лицее при иезуитской школе Святого Сальватора (1735-1766), где часто выступал как актер и певец в различных театральных постановках; он также был талантливым органистом и скрипачом. В 1737 году Леопольд порвал со своей семьей и поступил в Зальцбургский бенедиктинский университет, изучая философию и юриспруденцию. В следующем году он получил степень бакалавра философии с публичной похвалой, но в сентябре 1739 года был исключен за плохую посещаемость и безразличие. Вскоре после этого он стал камердинером и музыкантом Иоганна Баптиста, графа Турн-Вальсассина и Таксис, зальцбургского каноника и президента консистории; именно Турн-Вальсассине Моцарт посвятил свою сонату "Сеида для детей и камеры", соч.1 (1740), которую он собственноручно выгравировал на меди. В начале 1740-х годов Моцарт сочинил несколько немецких кантат о страстях, которые, возможно, привели к его назначению в 1743 году четвертым скрипачом в придворном оркестре архиепископа Леопольда Антона Фрайхерра фон Фирмиана; кроме того, он преподавал игру на скрипке мальчикам из хора кафедрального собора, а позже - клавишным. К 1758 году Моцарт дослужился до должности второго скрипача, а в 1763 году - до заместителя капельмейстера. (Название "главный дирижер" использовалось для описания Моцарта в отчете о Зальцбурге за 1757 год, опубликованном в журнале F.W. Журнал "История и критика музыки", изданный в Марпурге, не имел официального разрешения.) Нет никаких документальных подтверждений предположению, что учителем Моцарта по композиции был придворный капельмейстер Иоганн Эрнст Эберлин. Моцарт женился на Анне Марии Пертль 21 ноября 1747 года; из их семерых детей только двое, Мария Анна ("Наннерль", р. 1751) и Вольфганг Амадей (р. 1756), дожили до совершеннолетия. В тот же год, когда родился Вольфганг, была опубликована его знаменитая работа "Школа скрипачей". Однако еще до ее публикации Моцарт был уже хорошо известен. Его произведения широко распространялись в немецкоговорящей Европе, и в 1755 году Лоренц Мицлер подал прошение о приеме Моцарта в Лейпцигское музыкальное общество, но по неизвестным причинам оно было отклонено. "Чудо, которому Бог позволил родиться в Зальцбурге", изменило жизнь Леопольда Моцарта, хотя, как позже сообщила Наннерль, это неправда, что Леопольд "полностью отказался как от обучения игре на скрипке, так и от композиции, чтобы посвятить то время, которое не было потрачено на службу принцу, образованию своих двоих детей".. Даже после того, как музыкальные таланты Вольфганга стали очевидны, Леопольд продолжал исполнять его произведения, руководить придворной музыкой, обучать игре на скрипке, организовывать покупку нот и музыкальных инструментов и заниматься многими другими деталями в рамках своих придворных обязанностей. Тем не менее, осознание этого "чуда", должно быть, поразило Леопольда силой божественного откровения, и он почувствовал свою ответственность не только как отец и учитель, но и как миссионер. Многочисленные путешествия, которые предпринимал Леопольд, сначала со всей семьей, а после 1769 года в основном только с Вольфгангом, отчасти стали причиной того, что он не смог продвинуться при дворе, и, должно быть, физически измотали его сына. И все же художественное развитие Вольфганга невозможно представить без них. Леопольд Моцарт, вероятно, активно сотрудничал с Вольфгангом в его ранних произведениях примерно до 1766 года (трио № 48 из так называемой "Наннерль Нотенбух", переложение трио из третьей части серенады Леопольда ре мажор, также фигурирует как менуэт II в сонате Вольфганга к6). хотя он редко обращал на это прямое внимание. После этого он работал главным образом (но не исключительно) корректором и редактором; до начала 1770-х годов едва ли хоть один автограф Вольфганга остался без дополнений или изменений, сделанных рукой его отца. Даже позже авторства и даты на автографах Моцарта часто ставились Леопольдом, который, по-видимому, тщательно сохранял рукописи своего сына. Таким образом, старший Моцарт выполнял универсальную функцию учителя, воспитателя и личного секретаря своего сына, а при необходимости также выполнял функции камердинера, импресарио, пропагандиста и организатора путешествий. Последнее десятилетие жизни Леопольда Моцарта было наполнено неприятиями, неудачами при дворе и личной трагедией. В 1778 году в Париже умерла его жена, сопровождавшая Вольфганга в гастролях, и впоследствии Леопольд был вынужден выступать посредником в постоянно ухудшающихся отношениях между его сыном и архиепископом Коллоредо. Хотя ему удалось добиться временного удовлетворительного разрешения этого конфликта – в 1779 году Вольфганг был назначен придворным органистом и органистом кафедрального собора, – его усилия в конечном итоге ни к чему не привели, когда в 1781 году Моцарт оставил службу у архиепископа и переехал на постоянное жительство в Вену. Брак Вольфганга с Констанцей Вебер воспринимался Леопольдом как мезальянс, и он все больше отдалялся от своего сына, хотя весной 1785 года, во время визита в Вену, он воочию убедился в триумфах Моцарта и с гордостью и удовлетворением услышал знаменитые слова Гайдна, восхваляющие Вольфганга. Но особенно после этого визита Зальцбург, должно быть, показался ему далеким и изолированным. Ранее, в августе 1784 года, Наннерль вышла замуж за Иоганна Баптиста фон Берхтольда цу Зонненберга и переехала в Санкт-Гильген, на родину матери Моцарта, и Леопольд вернулся в пустой дом. Единственным утешением стало рождение в июле 1785 года его внука Леопольда (первого ребенка Наннерль и Берхтольда), которого привезли в Зальцбург, чтобы он жил со старшим Моцартом, которому тогда было 66 лет. Леопольд Моцарт умер в мае 1787 года и был похоронен на кладбище Святого Себастьяна. В тот же день Доминикус Хагенауэр, настоятель собора Святого Петра в Зальцбурге и давний друг семьи, записал в своем дневнике: Леопольд Моцарт, скончавшийся сегодня, был человеком большого ума и мудрости и мог бы принести пользу государству не только в области музыки … Он родился в Аугсбурге, провел здесь большую часть своей жизни на придворной службе, но, к несчастью, всегда подвергался преследованиям и был здесь гораздо менее любим, чем в других замечательных местах Европы. Невозможно было бы более точно охарактеризовать личность Моцарта, а более поздние биографы разительно опровергли его искаженное представление. Человек с широкими культурными достижениями – страстный любитель литературы и естествознания, поклонник Готчеда, корреспондент Геллерта и друг Виланда – Леопольд Моцарт, возможно, был надменным, ему было трудно угодить, а временами и несговорчивым (Хассе однажды описал его как "одинаково недовольного всем", хотя он и был он также отдал должное Леопольду за развитие Вольфганга, написав Ортесу: "Вам не будет неприятно познакомиться с отцом, чья заслуга в том, что он знал, как сформировать и дать такое хорошее образование сыну".); но нет убедительных доказательств того, что Моцарт был чрезмерно манипулятивным, нетерпимым, деспотичным или ревновал к таланту своего сына. Напротив, внимательное прочтение семейных писем показывает отца, который глубоко заботился о своем сыне, но часто терпел неудачу в достижении своей главной цели: обеспечить Вольфгангу положение в обществе, соответствующее его гению. Сохранился портрет Леопольда Моцарта (возможно, кисти Лоренцони, около 1765 г.) и рисунок (вероятно, кисти графа Фирмиана, около 1762 г.), а гравюра И.А. Фридриха по мотивам М.Г. Эйхлера является фронтисписом скрипичной школы; он также изображен в Кармонтеле и других музеях. Семейные картины Делла Кроче. Силуэт, изображающий Леопольда в Эрфурте в доме барона Дальберга, читающего либретто “Идоменея”, является современной подделкой.

Ноты сочинений Леопольда (Иоганна Георга) Моцарта на сайте библиотеки IMSLP