Моцарт, Леопольд
1719 - 1787

Назад

Mozart, Leopold

  • Дата рождения: 14 ноября 1719
  • Место рождения: Аугсбург, Германия
  • Дата смерти: 28 мая 1787
  • Место смерти: Зальцбург, Австрия

Биография

Леопольд Моцарт был немецким композитором, скрипачом и музыкальным теоретиком. Он был сыном аугсбургского переплётчика книг Иоганна Георга Моцарта (1679–1736). Учился в гимназии в Аугсбурге (1727–1735) и в лицее при иезуитской школе Святого Сальватора (1735–1736), где часто участвовал как актёр и певец в театральных постановках. Уже тогда он проявил себя как талантливый органист и скрипач.

В 1737 году Моцарт порвал с семьёй и поступил в Зальцбургский бенедиктинский университет, где изучал философию и юриспруденцию. В 1738 году он получил степень бакалавра философии с публичной похвалой, однако уже в сентябре 1739 года был исключён за плохую посещаемость и равнодушие. Вскоре после этого он стал камердинером и музыкантом при Иоганне Баптисте, графе Турн-и-Таксис, канонике Зальцбурга и президенте консистории. Ему же Леопольд посвятил свой первый опубликованный труд "Sonate sei da chiesa e da camera op.1" (Шесть сонат для церкви и камеры, соч. 1, 1740), ноты которого он выгравировал на меди собственноручно.

В начале 1740-х годов Моцарт написал несколько немецких пассионных кантат, что, вероятно, способствовало его назначению в 1743 году четвёртым скрипачом придворного оркестра архиепископа Леопольда Антона фон Фирмиана. Кроме того, он обучал скрипке мальчиков хора соборного оратория, а позднее также клавишным инструментам. В 1758 году Моцарт стал вторым скрипачом, а в 1763 году – заместителем капельмейстера. Хотя в некоторых источниках его называли «придворным композитором» (Hofkomponist), официально этого звания он не имел. Нет и доказательств того, что его учителем композиции был придворный капельмейстер Иоганн Эрнст Эберлин.

21 ноября 1747 года Моцарт женился на Анне Марии Пертль. Из их семи детей до взрослого возраста дожили лишь двое: Мария Анна ("Nannerl", 1751) и Вольфганг Амадей (1756). В том же 1756 году, когда родился Вольфганг, Леопольд опубликовал свой главный теоретический труд "Versuch einer gründlichen Violinschule" (Опыт основательной школы игры на скрипке). Ещё до публикации этого сочинения Моцарт был широко известен в немецкоязычной Европе. Его произведения активно распространялись, и в 1755 году Лоренц Мицлер даже ходатайствовал о его вступлении в «Общество музыкальных наук» в Лейпциге, но по неизвестным причинам заявка была отклонена.

Рождение «чуда, которое Бог послал в Зальцбург» – так современники называли Вольфганга Амадея – изменило всю жизнь Леопольда. Однако, вопреки словам Наннерль, Леопольд не полностью отказался от преподавания и сочинения ради обучения детей. Он продолжал руководить музыкой при дворе, исполнял собственные сочинения, преподавал, занимался закупкой инструментов и организацией музыки. Но он воспринимал появление сына как божественное предназначение и миссию. С многочисленными путешествиями, которые он предпринял сначала с семьёй, а после 1769 года в основном с Вольфгангом, связаны как отсутствие карьерного роста Леопольда, так и огромная роль в формировании гения сына.

Леопольд активно участвовал в создании первых произведений Вольфганга до примерно 1766 года. Позднее он чаще выступал как редактор, корректор и хранитель рукописей сына. Его почерк встречается практически во всех ранних автографах Вольфганга. Он же аккуратно упорядочил и сохранил рукописи, выполняя функции учителя, наставника, секретаря, импресарио и организатора гастролей.

Последние годы его жизни были омрачены потерями и конфликтами. В 1778 году в Париже умерла его жена, сопровождавшая Вольфганга. В обострившихся отношениях между сыном и архиепископом Коллоредо Леопольд пытался быть посредником, и хотя в 1779 году удалось временно добиться примирения (Вольфганг стал органистом собора и двора), в 1781 году композитор покинул службу и переехал в Вену. Брак Вольфганга с Констанцией Вебер Леопольд считал неудачным и всё больше отдалялся от сына, хотя в 1785 году, побывав в Вене, испытал гордость за его успехи и услышал знаменитую похвалу Йозефа Гайдна в адрес Вольфганга.

Тем временем в 1784 году Наннерль вышла замуж за Иоганна Баптиста фон Берхтольда и переехала в Санкт-Гильген, и Леопольд остался один. Отдушиной стало рождение его внука Леопольда в 1785 году, которого дед забрал в Зальцбург.

Леопольд Моцарт умер 28 мая 1787 года в Зальцбурге и был похоронен на кладбище Святого Себастьяна. Аббат Доминикус Хагенауэр, давний друг семьи, написал в тот день: «Леопольд Моцарт, умерший сегодня, был человеком большого ума и мудрости и мог бы принести государству немалую пользу и помимо музыки… Он родился в Аугсбурге, провёл жизнь в служении здесь, но имел несчастье быть мало любимым в Зальцбурге, тогда как в других местах Европы его ценили куда выше».

Эта характеристика лучше всего передаёт его личность – учёного, музыканта, педагога и культурного деятеля. Леопольд был страстным читателем литературы и естественных наук, почитателем Готтшеда, переписывался с Геллертом и дружил с Виландом. Его считали строгим и трудным в общении, но он был глубоко предан сыну и стремился обеспечить ему достойное положение в мире.

Творчество

Согласно изданию "Nachricht von dem gegenwärtigen Zustande der Musik Sr. Hochfürstl. Gnaden des Erzbischoffs zu Salzburg" (Сообщение о современном состоянии музыки Его Высокопреосвященства князя-архиепископа Зальцбургского), опубликованному у Ф. В. Марпурга, к 1757 году Леопольд Моцарт сочинил множество контрапунктических и других духовных произведений; большое количество симфоний, некоторые из которых написаны только для четырёх голосов, а другие – с использованием всего набора привычных инструментов. Кроме того, им было создано более 30 больших серенад, включающих сольные партии для различных инструментов. Также он написал многочисленные концерты, в частности для поперечной флейты, гобоя, фагота, валторны, трубы и других инструментов; бесчисленные трио и дивертисменты; 12 ораторий и ряд театральных сочинений, включая пантомимы и специальные произведения, такие как военная музыка, «турецкая» музыка, музыка со «стальным клавесином», а также музыкальная «покатушка на санях». Кроме того, он сочинял марши, так называемые "Nachtstücke" (Ночные пьесы), а также сотни менуэтов, оперных танцев и других аналогичных произведений.

Большая часть этих сочинений утрачена: из 30 крупных серенад сохранилась лишь одна, а из ораторий и театральных произведений – только два. Однако значительный корпус музыки Моцарта, включающий симфонии, клавирные и камерные произведения, мессы, литании и оффертории, дошёл до наших дней, в основном в рукописных копиях, часто выполненных под наблюдением самого композитора.

Хотя примерные даты создания большинства произведений можно установить, точная хронология вызывает затруднения, особенно вопрос о том, продолжал ли Леопольд сочинять после начала карьеры своего сына Вольфганга. Последние достоверные даты относятся к апрелю 1762 года (Концерт для трубы) и августу 1762 года (Литания ре мажор). Почти наверняка фрагментарная месса (K116/90a, KA18–19/166f–g и 417B) была написана в Вене в 1768 году. Вероятно, именно о ней идёт речь в прошении Леопольда архиепископу Шраттенбаху от марта 1769 года: «Эта моя вынужденная остановка в Вене обернулась для меня неудачей, и ради чести моей и моего сына я не мог покинуть Вену раньше… Я сам и мой сын написали несколько сочинений для церкви, особенно для использования в архиепископском соборе».

По стилистическим и библиографическим данным так называемая "New Lambach Symphony" (Новая Ламбахская симфония, G16) относится примерно к 1767 году. В письме от 14 ноября 1772 года содержится намёк на ещё не завершённые вариации для клавира. (Дата «1772» на сохранившейся копии симфонии D25 ненадёжна, как и запись симфонии G8 в каталоге Брайткопфа 1775 года.)

Семейная переписка показывает, что Леопольд считал себя «современным» композитором, и сохранившиеся произведения подтверждают это. Его духовная музыка, включая литании ре мажор, ми мажор и "Missa solemnis in C" (Торжественная месса до мажор), отличается драматизмом: традиционный stile antico (старый контрапунктический стиль) сочетается с ариями в духе итальянской оперы. Его симфонии по мастерству сопоставимы с произведениями немецких композиторов следующего поколения и настолько зрелы, что несколько из них ранее принимали за сочинения Вольфганга Моцарта.

Популярность его произведений в основном относилась к ограниченному числу сочинений и имела небольшое значение. Характер и разнообразие его музыки отражают не только требования конкретных покровителей, но и особенности отдельных случаев.

Любопытно, что Леопольд Моцарт мало писал для собственного инструмента – скрипки. Его концерт для скрипки не известен; единственное упоминание об этом встречается в краткой заметке Й. К. Штокхаузена. Зато "Violinschule" (Школа скрипки, 1756), впоследствии переработанная автором для второго и третьего изданий (1769–1770 и 1787 гг.), была признана одним из важнейших учебников по скрипке своего времени. На неё выходили переводы на голландский (1766) и французский (1770) языки. Школа скрипки опирается на итальянскую методику, особенно на Тартини, а также демонстрирует знакомство композитора с широкой теоретической базой музыки, начиная с Глареяна. Несмотря на то, что методика не универсальна для всей Европы XVIII века, она остаётся наиболее ценным источником для изучения музыкального и эстетического образования Вольфганга Моцарта. Запланированные, но не осуществлённые проекты Леопольда включали биографический очерк о Вольфганге и издание писем с его путешествий.

Произведения

Леопольд Моцарт создал обширное музыкальное наследие, включающее духовную и светскую музыку, симфонии, серенады, дивертисменты, сонаты, концерты и учебные пособия.

Духовная музыка

Сюда входят кантаты, оратории, мессы, литании и другие церковные сочинения. Основные работы:

  • Christus begraben (Погребение Христа), Зальцбург, 1741, музыка утрачена.
  • Antiquitas personata, Зальцбург, 1742, учебная постановка.
  • Christus verurteilt (Осуждение Христа), Зальцбург, 1743, музыка утрачена.
  • Der Mensch ein Gottesmörder (Человек — убийца Бога), до 1753 года.
  • Geistliches Schäfergedicht, oder Der gute Hirte (Духовная пастушеская поэма, или Добрый Пастырь), после 1754 года, музыка утрачена.
  • Оратории и литании, включая Litany in D (Литания ре мажор), Litany in E (Литания ми мажор), Missa solemnis in C (Торжественная месса до мажор) и другие.

Светская музыка

Включает песни, серенады, дивертисменты, партиты, кассации, концерты, танцы и «китайскую» и «турецкую» музыку. Среди них:

  • Серенады для различных составов, например, D, к 1762 году.
  • Die musikalische Schlittenfahrt (Музыкальная покатушка на санях), 1755.
  • Дивертисменты для струнных и духовых инструментов.
  • Партиты, включая Die Bauernhochzeit (Крестьянская свадьба), 1755.
  • Концерты для трубы, флейты, гобоя, клавира.
  • 12 менуэтов, включая композиции для Nannerl Notenbuch (Нотная тетрадь Наннерль).
  • Скрипичные дуэты и сольные произведения для обучения, включённые в Violinschule (Школа скрипки, 1756).

Симфонии

Леопольд Моцарт написал более 25 симфоний разных тональностей:

  • До мажор: No.1–4
  • Ре мажор: No.1–25
  • Фа мажор: No.1–6
  • Соль мажор: No.1–20
  • Ля мажор: No.1–3
  • Си мажор: No.1–8
  • Некоторые симфонии утрачены, некоторые приписаны Вольфгангу Моцарту.

Камерная музыка

  • Сонаты 6 per chiesa e da camera (6 церковных и камерных сонат) для двух скрипок и баса, 1740.
  • Трио для клавира, скрипки и виолончели.
  • Дивертисменты и партиты для струнных и духовых инструментов.
  • Капризы, дуэты и упражнения для скрипки.

Учебные и теоретические труды

  • Versuch einer gründlichen Violinschule (Опыт всестороннего обучения игре на скрипке), Аугсбург, 1756, несколько переизданий и переводов на голландский (1766) и французский (1770) языки.
  • Педагогические тетради для Вольфганга Моцарта, включая Nannerl Notenbuch (1759–1763).
  • Примечания, письма и упражнения по basso continuo.

Ноты сочинений Леопольда Моцарта на сайте библиотеки IMSLP