Мовиус, Каспар
1610 - 1671

Назад

Movius, Caspar

  • Дата рождения: около начала XVII века
  • Место рождения: Ленцен, Бранденбург, Германия (предположительно)
  • Дата смерти: после 1659 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Каспар Мовиус — немецкий композитор, один из представителей северогерманской музыкальной школы XVII века. В некоторых изданиях его сочинений он упоминается под латинизированным именем Leontinus Marchicus, что, вероятно, указывает на его происхождение из города Ленцен в Бранденбурге.

В 1634 году Мовиус обучался теологии в Ростоке, где и были опубликованы все его известные сочинения. В 1636 году он занимал должность заместителя ректора школы в Штральзунде. Он входил в круг активных северогерманских музыкантов, создававших духовные сочинения — главным образом псалмовые обработки и хоральные аранжировки — для лютеранской церкви. Современники высоко ценили его как музыканта и педагога.

Творчество

Первые публикации Мовиуса включают камерные сочинения с бассо континуо, однако по своей сути они ближе к традиции двух- и трёхголосных вокальных композиций (bicinia и tricinia), так как партия бассо континуо снабжена текстом и при желании могла исполняться вокально.

Сборник "Triumphus musicus spiritualis" ("Духовный музыкальный триумф") состоит из десяти немецких сочинений на основе хоральных текстов и мелодий, большинство из которых написано для двойного хора. Эти произведения занимают своё место рядом с многочисленными хоральными обработками Генриха Шейдеманна, Маттиаса Векмана, Франца Тундера и других композиторов Северной Германии того времени.

Мовиус, в отличие от некоторых своих современников, редко прибегал к виртуозным эффектам, предпочитая ясность и строгость изложения. Однако в заключительной пьесе из "Triumphus musicus spiritualis", обозначенной как Concert, он использует более драматичный стиль: верхние голоса ведут виртуозные партии, в то время как остальные голоса образуют контрастный tutti. Двуххорные сочинения Мовиуса, с разделением на высокие и низкие голоса, демонстрируют влияние венецианской многокорной полифонии.

Произведения

  • "Hymnodia sacra" ("Священные гимны"), для 2 голосов и бассо континуо (1634; 2-е издание 1639)
  • "Psalmodia sacra nova, das ist, Geistliche Concerten newes Werck" ("Новые священные псалмы, или Новое собрание духовных концертов"), для 3 голосов и бассо континуо (1636)
  • "Triumphus musicus spiritualis" ("Духовный музыкальный триумф"), для 6 и 8 голосов с бассо континуо (1640)
  • "Odae ecclesiasticae" ("Церковные оды"), для 1–4 голосов и бассо континуо (1659), утрачено
  • Несколько духовных пьес, опубликованных в сборнике И. М. Дильгерра "Seelenmusik" ("Музыка для души", 1654)
  • 10 духовных вокальных произведений, включая 8 сочинений из "Triumphus musicus spiritualis"