Муре, Жан-Жозеф
1682 - 1738

Назад

Жан-Жозеф Муре (Jean-Joseph Mouret) - французский композитор

  • Родился 11 апреля 1682 г. - Авиньон.
  • Умер 20 декабря 1738 г. - Шарантон.

Он был сыном торговца шелком из Авиньона Жана-Бертрана Муре и его жены Мадлен Менотт. Дюри де Нуанвиль рассказывал, что отец, скрипач-любитель, следил за тем, чтобы Муре "совершенствовался в музыкальном искусстве"; разумно предположить, что он обучался в хоровой школе Авиньонского собора Парижской Богоматери, куда молодой Рамо был назначен временным органистом в январе 1702 года. Братья Парфакт указывают, что с 1704 года он работал в Париже в качестве музыкального мастера у маршала Ноайского, но большинство более поздних источников придерживаются Титона дю Тийе, который считал, что Муре обосновался в Париже в 1707 году. Титон дю Тийе обратил внимание на личное обаяние Муре и его превосходный певческий голос – качества, которые позволяли ему с легкостью вращаться в "лучшем обществе". На момент своей женитьбы на Марии Провп в 1711 году Муре был музыкальным ординарцем герцога Мэн, сына Людовика XIV от маркизы де Монтеспан, в Со. Позже Муре стал там старшим музыкальным инспектором. Вместе с Николя Бернье, Маршаном, Тома-Луи Буржуа, Коленом де Бламоном и Курбуа он написал музыку к знаменитому произведению герцогини Мэн “Великие ночи” (1714-1715). Первая опера Муре "Празднества у триумфальной арки Тали" была поставлена в Парижской опере 19 августа 1714 года и, по словам Титона дю Тийе, имела "ошеломляющий успех". В том же году он был назначен директором оркестра оперы и занимал этот пост до 1718 года. К 1716 году он уже сочинял дивертисменты для комедий Данкура в театре "Комеди Франсез". В следующем году он был назначен композитором-постановщиком итальянского театра "Комеди" (Nouveau Théâtre Italien), где в течение следующих 20 лет ему предстояло сочинить около 140 дивертисментов. В то время Муре жил со своей женой и дочерью "рядом с кафе Регентства" на площади Пале-Рояль, где они прожили до 1734 года. В 1718 году он получил королевскую привилегию публиковать свои собственные произведения. Эта привилегия была продлена в год его смерти. 20 февраля 1720 года он стал ординарцем королевского камерного пения. Многие из его мотетов, кантат и напевных песнопений были написаны для исполнения на концерте "Спиричуэл", который он возглавлял в качестве художественного руководителя с 1728 по 1733 год. Если судить по частым упоминаниям во влиятельном "Меркюр де Франс", Муре был самым популярным композитором эпохи регентства (1715-1724). Поэтому удивительно осознавать, что его популярность была эфемерной, и что он быстро лишился доходов и престижа. Трудности последних лет были отчасти вызваны бесконечными финансовыми и юридическими проблемами, связанными с его директорством в концертном зале "Спиричуэл". Когда в декабре 1734 года Королевская академия музыки взяла на себя управление концертным залом "Спиричуэл", Муре уступил свою должность Жан-Фери Ребелю. После смерти герцога Мэн в 1736 году Муре больше не удерживался в Со, а в 1737 году потерял свой пост в Итальянской комедии. Через четыре года он остался практически без работы и зависел от доброты таких друзей, как принц Кариньянский, который назначил ему пенсию в размере 1000 ливров. Первые признаки безумия Муре были замечены в 1737 году, и 14 апреля 1738 года его отправили к отцам милосердия в Шарантон, где он умер восемь месяцев спустя. Муре разделял дух новаторства, присущий лучшим произведениям французской эстрады, созданным Люлли и Рамо. Его "Свадьба Рагонды" - это настоящая лирическая комедия, написанная более чем за 30 лет до "Платеи" Рамо. В его опере-балете "Празднества у триумфальной арки Тали" унизительное поражение Мельпомены (музы трагедии) от Талии (музы комедии) в прологе, которое либреттист Ла Фонт смело поставил на сцене Парижской оперы, привело к скандальному успеху. Давление вынудило авторов убрать из названия еретическое "Триумфальная арка Тали" и добавить новое вступление ("Критика праздников Тали"), в котором "Ла Фонт" "приписал все заслуги своего успеха музыке и танцу" (предисловие). Хотя Левенберг был неправ, утверждая, что "Празднества Тали" были первым произведением, которое привнесло комедию в сферу французской оперы (см., например, "Празднества венценосцев" Кампры, 1710), в нем нет мифологии и аллегорий, вместо этого речь идет о персонажах из плоти и крови – субретках и кокетливых вдовах, – которые были одеты, впервые по либретто “а-ля Франсуаза”. В "La Provençale", новом блюде, добавленном в 1722 году, даже используются популярные меридиональные мелодии, исполняемые на провансальском диалекте, и местные инструменты. Мелодический дар Муре принес ему посмертное звание “лучшего музыканта”. В музыке "Празднеств Тали", "Любви Рагонды" и дивертисментах "Итальянской комедии" они проявляются с большей пользой, чем в его более претенциозных (и менее успешных) лирических трагедиях и героических балетах. В музыке первой группы есть простота и естественность, которые позволяют избежать банальности за счет асимметричных группировок фраз и ритмических контрастов. Кроме того, в ней присутствует острое наблюдение за всем спектром французской эстрадной музыки, что приводит к высокоразвитому чувству музыкального жеста; Например, в "Процессе театра" (1718) музыка Муре характеризует сварливых главных героев в борьбе за господство в театральном мире. Мотеты, кантаты и песнопения Муре, предназначенные для конкретных вокалистов и сольных исполнителей на концерте Spirituel, отличаются внешней элегантностью, примером которой являются расширенные вокализы "Аллилуйя" в финале многих песнопений (в "O sacrum" есть даже каденция сопрано). Только в "Cantemus Domino" и в пронзительной "Ora pro nobis" из "Реджины коэльи" музыка освещает текст. В кантатах звучание вокала иногда дополняется деревенской простотой ("Мутоны без сына и элита" из "Отсутствия") и моментами истинно оперной выразительности (сцена с морским чудовищем из "Андромеды и Персея"). Симфонические сюиты Муре и аналогичные произведения Жака Обера и Этьена Манжана приблизили небольшой французский ансамбль к оркестровой концепции благодаря использованию специфических инструментов. В сюитах Муре, выпущенных в 1729 году, особое внимание уделялось сочетаниям тембров. Первая сюита написана для трубы ре, первой и второй скрипок, гобоев, фагота, контрабаса и литавр; вторая сюита, "застольная музыка радости", содержит девять бинарных танцев; инструментовка, четко обозначенная, использует цветовые контрасты между валторнами и струнными.

Ноты сочинений Жана-Жозефа Муре на сайте библиотеки IMSLP