Муре, Жан-Жозеф
1682 - 1738

Назад

Mouret, Jean-Joseph

  • Дата рождения: 11 апреля 1682
  • Место рождения: Авиньон, Франция
  • Дата смерти: 20 декабря 1738
  • Место смерти: Шарантон, Франция

Биография

Жан-Жозеф Муре был французским композитором, сын торговца шёлком Жана-Бертрана Муре и его жены Мадлен Менотт. По свидетельству Дюре де Нуанвиля, отец, увлекавшийся игрой на скрипке, приложил все усилия, чтобы сын получил хорошее музыкальное образование. Вероятнее всего, юный Муре обучался в певческой школе при авиньонском соборе Нотр-Дам-де-Дом, где в 1702 году временно служил органистом Жан-Филипп Рамо.

Согласно братьям Парфэ, с 1704 года Муре работал в Париже maître de musique при маршале Ноайе, однако более поздние источники (в частности, Титон дю Тийе) утверждают, что он обосновался в столице только в 1707 году. Его привлекательная внешность, приятный голос и светское обаяние помогали легко входить в высшее общество. В 1711 году он женился на Мари Промп и получил должность ordinaire de la musique у герцога Мэнского, сына Людовика XIV и маркизы де Монтеспан, в Ссо. Позже стал surintendant de la musique при дворе герцогини Мэнской. Вместе с Николя Бернье, Маршаном, Томасом-Луи Буржуа, Коленом де Бламоном и Курбуа он писал музыку для знаменитых придворных празднеств "Grandes Nuits" (1714–1715).

Его первая опера "Les fêtes, ou Le triomphe de Thalie" ("Празднества, или Торжество Талии") была поставлена в Парижской опере 19 августа 1714 года и имела огромный успех. В том же году он был назначен директором оркестра Оперы, занимая этот пост до 1718 года. С 1716 года писал дивертисменты для комедий Данкура в Комеди-Франсез, а в 1717 году стал музыкальным руководителем Комеди-Итальенн, где за два десятилетия создал около 140 дивертисментов. В этот период он жил с семьёй на площади Пале-Рояль, рядом с Café de la Régence. В 1718 году получил королевскую привилегию на публикацию собственных сочинений.

20 февраля 1720 года Муре был назначен ordinaire du Roi — певчим в королевской капелле. Многие его мотеты, кантаты и кантатили звучали на Concert Spirituel, где он был художественным руководителем с 1728 по 1733 год. При жизни он считался самым популярным композитором эпохи Регентства (1715–1724).

Однако слава оказалась недолгой. Его последние годы омрачили финансовые трудности и судебные тяжбы, связанные с руководством Concert Spirituel. В 1734 году Академия Королевской Музыки взяла под своё управление этот концертный цикл, и Муре уступил пост Жану-Фери Ребелю. После смерти герцога Мэнского (1736) он лишился поддержки в Ссо, а в 1737 году был отстранён от обязанностей в Комеди-Итальенн. Вскоре он оказался почти без средств, живя на пенсию от друзей, в том числе принца Кариньяно.

В 1737 году у него проявились признаки душевной болезни. 14 апреля 1738 года он был помещён в лечебницу при ордене Отцов Милосердия в Шарантоне, где умер через восемь месяцев.

Творчество

Муре принадлежал к поколению французских композиторов, творивших в переходный период между Люлли и Рамо, и внёс новаторские элементы в музыкальный театр. Его комическая опера "Le mariage de Ragonde" ("Женитьба Рагонды") стала одной из первых настоящих лирических комедий, написанных за три десятилетия до "Platée" Рамо.

Оперы и балеты Муре отличались лёгкостью, простотой и мелодическим обаянием. В опере-балете "Les fêtes ou Le triomphe de Thalie" ("Празднества, или Торжество Талии") пролог, где муза комедии Талия побеждает музу трагедии Мельпомену, вызвал скандальный успех. В поздней редакции 1722 года он добавил сцену "La Provençale" с использованием народных мелодий Прованса и местных инструментов.

Его музыка для Комеди-Итальенн — около 140 дивертисментов — принесла ему репутацию «музыканта граций» (musicien des grâces). В ней чувствуется наблюдательность, изящество и умение создавать выразительные музыкальные жесты.

Духовные произведения Муре — мотеты, кантаты, кантатили — часто исполнялись на Concert Spirituel. Они отличались виртуозностью и эффектностью, например, длинными вокализами в финалах Alleluia. Его инструментальные "Suites de symphonies" (1729) стали важным шагом в развитии французского оркестрового письма, с новым вниманием к тембровым контрастам.

Произведения

Сценические

  • "Les fêtes ou Le triomphe de Thalie" ("Празднества, или Торжество Талии"), опера-балет (1714; ред. 1720, 1722)
  • "Le mariage de Ragonde et de Colin, ou La veillée de village" ("Женитьба Рагонды и Колена, или Деревенские посиделки"), комическая опера (Ссо, 1714; перераб. как "Les amours de Ragonde ou La soirée de village" — "Любовные похождения Рагонды, или Деревенский вечер", 1742)
  • "Ariane" ("Ариадна"), трагедия-лирик (1717)
  • "Pirithous" ("Пиритой"), трагедия-лирик (1723)
  • "Les amours des dieux" ("Любовные похождения богов"), балет-героик (1727)
  • "Le triomphe des sens" ("Торжество чувств"), балет-героик (1732)
  • "Les grâces" ("Грации"), балет-героик (1735)
  • "Le temple de Gnide ou Le prix de la beauté" ("Храм Книды, или Награда за красоту"), дивертисмент (1741)
  • Дивертисменты для Комеди-Франсез и Комеди-Итальенн (около 140)

Вокальные

  • Мотеты: "Usquequo Domine", "Regina coeli", "Quemadmodum", "Nunc dimittis", "Cantate Domino", "O sacrum", "Benedictus", "Laudate nomen Domini", "Cantemus Domino", "Venite exultemus Domino"
  • Кантаты: "Andromède et Persée" ("Андромеда и Персей"), "L'absence" ("Отсутствие"), "La naissance du bal" ("Рождение бала"), "L'heureux hazard" ("Счастливый случай")
  • Кантатили: "Eglé", "Hymne à l'Amour" ("Гимн Любви"), "Echo", "Léda", "L'Amour vainqueur" ("Победоносная Любовь"), "Thétis", "Le raccomodement" ("Примирение"), "Epitalame" ("Эпиталама")

Инструментальные

  • "Suites de symphonies" ("Сюиты симфоний"), ок. 1729
  • "Concert de chambre à deux et trois parties … premier livre" ("Камерный концерт … первая книга", 1734)
  • "Concert de chambre … second livre" ("Камерный концерт … вторая книга", 1738)
  • "Sonates à deux flûtes traversières … premier livre" ("Сонаты для двух флейт … первая книга", 1725)

Ноты сочинений Жана-Жозефа Муре на сайте библиотеки IMSLP