Мулинье, Этьен
1600 - 1669

Назад

Этьен Мулинье (Etienne Moulinié) - французский композитор

  • Родился около 1600 года - Лангедок.
  • Умер после 1669 года - Лангедок.

В детстве он пел в хоре Нарбоннского собора. В 1624 году он приехал в Париж, где его старший брат Антуан (Париж, 8 августа 1655 г.) был певцом в королевской палате. Антуан признал талант Этьена и использовал его влияние в качестве камердинера и офицера на королевской службе, чтобы помочь его карьере. В 1628 году Этьен стал музыкальным руководителем Гастона Орлеанского, младшего брата короля, и оставался на этом посту до смерти Гастона 2 февраля 1660 года; Гастон увлекался музыкой и, в частности, балетами де кур. Мулинье писал как священную, так и светскую музыку для одного или нескольких голосов без аккомпанемента или в сопровождении лютни или континуо, а также сочинял музыку для балетов и танцевальных пьес для других случаев. С 1634 по 1649 год он служил мастером музыки у дочери Гастона, мадемуазель де Монпансье, для балета Четырех монархий Кретьена (1635) которой он сочинил сольные партии. После смерти Гастона он получил небольшую выплату из своего состояния, но ему было необходимо в относительно преклонном возрасте искать новую работу. В 1661 году он стал музыкальным руководителем поместий Лангедока и оставался им до своей смерти. Многие сюжеты Мулини типичны для этого жанра тем, что они просты, строфичны и в основном слоговые, но необычны тем, что ритмически более свободны. Появление в печати многих выпусков в течение одного года в трех версиях – для четырех голосов, соло с лютней и соло без аккомпанемента – свидетельствует об их популярности. В одном случае, Enfin la beauté, лютня добавляет риторнелло, которое отсутствует в чисто вокальных версиях, а в другом, разновидности cette grande clarté, вокальная партия в версии с лютней транспонируется. Мастерство Мулинье как композитора очевидно в "Прощай навсегда", где начальная фраза развита до такой степени, что редко встречается в куртуазной манере 17-го века. Эти арии вызывали такое восхищение, что использовались для священных песен с новыми текстами на египетском языке (Париж, 1629) и на серафическом языке Филомель (Турне, 1632). Генрих Альберт включил в свои "Арии", (Кенигсберг, 1648 г.), новый немецкий текст " Такова воля небес" Андреаса Адерсбаха. В отличие от Антуана Боссе, который отказался писать " Воздушные бои", Мулинье написал около 20 из них в соответствии с приятной атмосферой при дворе герцога Орлеанского (большинство из них находятся в третьем томе " Воздушных боев", 1629 г.). В них много политических аллюзий и вставок от ярких персонажей, окружавших герцога и присутствовавших на его банкетах. Их композиционное мастерство, прогрессивные гармонии и свободные ритмы (близкие к танцевальным) показывают, что Мулинье наделил свои произведения искусством, равным его курсу, хотя его современники отрицали это. Возможно, некоторые необычные качества арии Мулинье проистекают из его понимания не французской вокальной музыки, особенно Испанской и Итальянской. Испанские песни и танцы были популярны в Париже, но только Мулинье из французских композиторов действительно публиковал произведения на итальянском и испанском языках. Испанские песни не содержат никаких особенностей tonada humana, но одна из них, Repicavan las campanillas, много раз копировалась и адаптировалась голландскими композиторами и даже появилась в сильно переработанных немецких версиях. Итальянское влияние на Мулинье в конечном итоге оказалось сильнее: все его более поздние сочинения, большинство из которых являются священными, включают фигурный бас, а полифонические хоровые произведения включают некоторую антифонию.

Ноты сочинений Этьена Мулинье на сайте библиотеки IMSLP