Мулинье, Этьен
1600 - 1669
Назад
Moulinié, Etienne

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Этьен Мулинье был французским композитором. В детстве он пел в хоре Нарбоннского собора. В 1624 году он переехал в Париж, где его старший брат Антуан (ум. 8 августа 1655, Париж) служил певцом в королевской камере. Антуан признал талант Этьена и, используя своё влияние как камердинера и должностного лица при королевском дворе, способствовал его музыкальной карьере.
В 1628 году Этьен стал директором музыки при Гастоне Орлеанском, младшем брате короля, и занимал этот пост до смерти Гастона 2 февраля 1660 года. Гастон был большим любителем музыки, особенно балетов при дворе. Мулинье писал как светскую, так и церковную музыку — для одного или нескольких голосов, с сопровождением или без него, а также музыку для балетов и танцевальных произведений на другие случаи.
С 1634 по 1649 год он служил музыкальным наставником дочери Гастона, Мадемуазель де Монпансье, для которой написал сольные партии к "Ballet des quatres monarchies chrétiennes" "Балет четырёх христианских монархий" (1635). После смерти Гастона он получил небольшую выплату из его наследства, однако в относительно зрелом возрасте ему пришлось искать новое место службы. В 1661 году Мулинье стал директором музыки при Estates of Languedoc и оставался на этом посту до конца жизни.
Мулинье является автором многочисленных airs de cour "дворцовых песен", типичных для жанра: простых, строфических и преимущественно слоговых, но необычных свободной ритмикой. Популярность его произведений подтверждается публикацией многих песен в одном году в трёх версиях: для четырёх голосов, сольного голоса с лютней и без сопровождения. В некоторых случаях лютня добавляет риторнелло или транспонирует вокальную партию.
Особое мастерство композитора проявляется в "Quoy faut-il donc vous dire adieu" "Что же сказать вам на прощанье", где начальная фраза развита в степени, редкой для XVII века. Эти песни пользовались такой популярностью, что их адаптировали для церковного использования с новыми текстами в "Despouille d’Egypte" "Добыча из Египта" (Париж, 1629) и "La philomele seraphique" "Серафическая филимела" (Турне, 1632).
В отличие от Антуана Буссе, который не писал airs à boire, Мулинье создал около 20 таких пьес, отражающих атмосферу удовольствия при дворе герцога Орлеанского. Эти песни включают политические намёки и эпизоды с участием красочных персонажей, окружавших герцога на его банкетах. Их композиционная техника, прогрессивная гармония и ритмическая свобода показывают, что Мулинье наделял airs à boire "песни для питья" художественной ценностью, равной его airs de cour "дворцовым песням".
Возможно, необычные черты его песен связаны с влиянием иностранной вокальной музыки, особенно Испании и Италии. Испанская песня и танец были популярны в Париже, но только Мулинье среди французских композиторов публиковал песни на итальянском и испанском языках. Испанские песни не демонстрируют особенностей tonada humana, однако одна из них, "Repicavan las campanillas" "Звенели колокольчики", многократно копировалась и адаптировалась голландскими композиторами и даже появлялась в переработанных немецких версиях.
Итальянское влияние на Мулинье оказалось сильнее: все его поздние произведения, большинство из которых церковные, включают бас с цифрами, а полифонические хоровые сочинения содержат элементы антифонного письма.
Дополнительно:
Ноты сочинений Этьен Мулинье на сайте библиотеки IMSLP