Мулинье, Этьен
1600 - 1669

Назад

Moulinié, Etienne

  • Дата рождения: около 1600
  • Место рождения: Лангедок, Франция
  • Дата смерти: после 1669
  • Место смерти: Лангедок, Франция

Биография

Этьен Мулинье был французским композитором. В детстве он пел в хоре Нарбоннского собора. В 1624 году он переехал в Париж, где его старший брат Антуан (ум. 8 августа 1655, Париж) служил певцом в королевской камере. Антуан признал талант Этьена и, используя своё влияние как камердинера и должностного лица при королевском дворе, способствовал его музыкальной карьере.

В 1628 году Этьен стал директором музыки при Гастоне Орлеанском, младшем брате короля, и занимал этот пост до смерти Гастона 2 февраля 1660 года. Гастон был большим любителем музыки, особенно балетов при дворе. Мулинье писал как светскую, так и церковную музыку — для одного или нескольких голосов, с сопровождением или без него, а также музыку для балетов и танцевальных произведений на другие случаи.

С 1634 по 1649 год он служил музыкальным наставником дочери Гастона, Мадемуазель де Монпансье, для которой написал сольные партии к "Ballet des quatres monarchies chrétiennes" "Балет четырёх христианских монархий" (1635). После смерти Гастона он получил небольшую выплату из его наследства, однако в относительно зрелом возрасте ему пришлось искать новое место службы. В 1661 году Мулинье стал директором музыки при Estates of Languedoc и оставался на этом посту до конца жизни.

Творчество

Мулинье является автором многочисленных airs de cour "дворцовых песен", типичных для жанра: простых, строфических и преимущественно слоговых, но необычных свободной ритмикой. Популярность его произведений подтверждается публикацией многих песен в одном году в трёх версиях: для четырёх голосов, сольного голоса с лютней и без сопровождения. В некоторых случаях лютня добавляет риторнелло или транспонирует вокальную партию.

Особое мастерство композитора проявляется в "Quoy faut-il donc vous dire adieu" "Что же сказать вам на прощанье", где начальная фраза развита в степени, редкой для XVII века. Эти песни пользовались такой популярностью, что их адаптировали для церковного использования с новыми текстами в "Despouille d’Egypte" "Добыча из Египта" (Париж, 1629) и "La philomele seraphique" "Серафическая филимела" (Турне, 1632).

В отличие от Антуана Буссе, который не писал airs à boire, Мулинье создал около 20 таких пьес, отражающих атмосферу удовольствия при дворе герцога Орлеанского. Эти песни включают политические намёки и эпизоды с участием красочных персонажей, окружавших герцога на его банкетах. Их композиционная техника, прогрессивная гармония и ритмическая свобода показывают, что Мулинье наделял airs à boire "песни для питья" художественной ценностью, равной его airs de cour "дворцовым песням".

Возможно, необычные черты его песен связаны с влиянием иностранной вокальной музыки, особенно Испании и Италии. Испанская песня и танец были популярны в Париже, но только Мулинье среди французских композиторов публиковал песни на итальянском и испанском языках. Испанские песни не демонстрируют особенностей tonada humana, однако одна из них, "Repicavan las campanillas" "Звенели колокольчики", многократно копировалась и адаптировалась голландскими композиторами и даже появлялась в переработанных немецких версиях.

Итальянское влияние на Мулинье оказалось сильнее: все его поздние произведения, большинство из которых церковные, включают бас с цифрами, а полифонические хоровые сочинения содержат элементы антифонного письма.

Произведения

  • "Airs de cour pour voix et luth (1603–1643)" "Дворцовые песни для голоса и лютни (1603–1643)", издание А. Вершали (Париж, 1961), содержит 7 песен Мулинье
  • "Airs avec la tablature de luth, 5 vols. [vol.ii lost]" "Песни с таблатурой для лютни, 5 томов [том II утрачен]" (Париж, 1624–1635)
  • "Airs de cour à 4 et 5 parties, 5 vols." "Дворцовые песни на 4 и 5 голосов, 5 томов" (Париж, 1625–1639)
  • "Missa pro defunctis, 5vv" "Месса за упокой, 5 голосов" (1636), изд. Д. Лоне (Париж, 1952)
  • "Meslanges de sujets chrestiens, cantiques, litanies et motets, 2–5vv, bc" "Сборник христианских тем: кантики, литании и мотеты, 2–5 голосов, бас с цифрами" (Париж, 1658), изд. Д. Лоне и Ж. Дюрон (Версаль, 1996)
  • "Airs à 4 parties, bc" "Песни на 4 голоса, бас с цифрами" (Париж, 1668)
  • "Motets offerts à la province de Languedoc" "Мотеты, предложенные провинции Лангедок" (1668), утрачено

Дополнительно:

  • 21 песня, 1624, 10 из томов I–II Airs avec la tablature
  • 10 песен, 6 испанских, 1626
  • 5 песен, 1 в 1628, 1 в Chansons pour dancer et pour boire, IV (Париж, 1630), 1 в 1631, 2 в 1633
  • 10 сакральных контрафакт, 5 в 1629, 4 в 1632, 1 в H. Albert, Arien, VII (Кёнигсберг, 1648)
  • Тексты утраченной музыки сохранились в P. Perrin: Les oeuvres de poésie "Поэтические произведения" (Париж, 1661)

Ноты сочинений Этьен Мулинье на сайте библиотеки IMSLP