Мотц, Георг
1653 - 1733
Назад
Motz, Georg
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Георг Мотц был немецким композитором, музыкантом и музыкальным писателем. По собственному автобиографическому свидетельству, опубликованному в трудах Иоганна Маттезона, он изучал музыку в Аугсбурге под руководством Георга Шмезера, а завершил своё обучение в Вормсе.
Путешествие в Вену и Баден привлекло к нему внимание князя Иоганна Зейфрида фон Эггенберга, который принял Мотца на службу в своём дворце близ Граца, а также в Любляне, когда его двор временно там находился зимой. В 1679 году Мотц совершил четырёхмесячное путешествие по Италии, посетив Венецию, Падую, Феррару, Болонью, Флоренцию, Сиену и Рим. По возвращении в Эггенберг в августе он серьёзно заболел и в 1680 году решил, что по состоянию здоровья должен покинуть Штирию.
Он переехал ко двору брата своего бывшего работодателя, герцога Иоганна Кристиана, в Крумлов (ныне Чески-Крумлов, Чехия), где стал органистом. Однако из-за своей протестантской веры он вскоре разошёлся с религиозными кругами, и через год покинул двор. Далее он путешествовал на север, останавливаясь в Гамбурге, Любеке, Данциге и Кёнигсберге, пока, наконец, не поселился в Тильзите. 8 мая 1682 года он был назначен кантором провинциальной школы в Тильзите, где оставался до конца своей жизни.
Иоганн Маттезон высоко оценивал Мотца как «одного из лучших канторов Германии, которого с честью можно назвать музыкус эрудитус».
Музыкальные сочинения Георга Мотца до наших дней не сохранились, и его имя известно исключительно как авторитетного и смелого писателя, противостоящего критикам церковной музыки. Он оставил заметный след в музыковедении через свои трактаты, в которых отстаивал использование музыки в протестантской церкви.
Особое значение имеет его труд "Die vertheidigte Kirchen-Music" "Защищённая церковная музыка", в котором он убедительно опровергает критику использования музыки в церкви, высказанную в работе Кристиана Гербера "Unerkandte Sünden der Welt" "Неизвестные грехи мира". Мотц показывает, что и Библия, и Лютер поддерживают музыкальное служение в церкви, и делает Гербера буквально «невежественным» по отношению к источникам, на которые тот ссылается, обнажая его псевдоморализаторские претензии к музыке.
Его работы написаны с наблюдательностью и юмором и являются важным источником для понимания музыкально-социальных конфликтов в немецкой протестантской церкви конца XVII — начала XVIII века, когда влияние светской музыки всё сильнее проникало в концепцию церковной музыки.