Мосси, Джованни
1680 - 1742

Назад

Джованни Мосси (Giovanni Mossi) - итальянский композитор и скрипач

  • Родился около 1680 г. - Рим.
  • Умер в 1742 году - Рим.

На фронтисписах своих первых пяти сборников он упоминается как “Roman”. Вероятно, это правда, поскольку известно, что еще трое членов семьи жили в Риме в период с 1670-х по 1730-е годы: его отец Бартоломео и брат Джузеппе (оба - гамбисты), а также Гаэтано Мосси, тенор папской капеллы. Это говорит о том, что именно Бартоломео ввел Джованни в музыкальные круги Рима, где он активно выступал как скрипач с 1694 года. Его карьеру там можно разделить на три периода. До 1715 года он регулярно выступал в качестве музыканта при частных дворах кардиналов и князей или в церковной капелле. Второй период, 1716-1733, отмечен всплеском композиторской активности в инструментальных жанрах; его работа скрипача продолжалась по-прежнему, но за 15 лет он опубликовал в Амстердаме полный каталог своих произведений: три сборника сонат и три концерта. В течение третьего периода, с 1733 года до своей смерти, он отказался от сочинительства и постепенно сократил свои профессиональные обязательства. Его единственным стабильным положением, по-видимому, было положение виртуоза при дворе Бальдассарре Одескальки (с 1709 года герцога Браччано). Пока еще невозможно с уверенностью установить продолжительность его службы, но, вероятно, она была непродолжительной: есть свидетельства, что в 1711 году он уже состоял на службе, но пять лет спустя на фронтисписе соч.1 об этом не упоминалось. Неясно, какие отношения связывали его с кардиналом Вольфгангом Ганнибалом Шраттенбахом, принцессой Витторией Алтьери Паллавичини и кардиналом Пьетро Оттобони, которым были посвящены статьи 1, 4 и 6 соответственно. Карьера Мосси как скрипача отражена в его сочинениях, которые состоят из сольных сонат и оркестровых концертов. Из 36 скрипичных сонат с бассо континуо половина - "Да кьеза" (соч.1, №1-6 и соч.5), остальные - "да камера". 26 концертов, в отличие от 2, 3 и 4, почти все состоят из четырех или трех частей, с чередованием медленных и быстрых темпов. Мосси остался верен римской практике, согласно которой у него было четыре партии для скрипки, две из которых сольные, а две - “di concerto grosso”. Тем не менее он был склонен отводить главную роль первой скрипке. В соч.4 №12 обращает на себя внимание увеличение состава оркестра: четыре скрипки-облигато уравновешиваются аккомпанирующей группой такого же размера. Традиция связывать имя Мосси с именем Корелли зародилась еще при жизни самого Мосси. Часто повторяемое утверждение о том, что он был учеником Корелли, не подтверждается документальными доказательствами, но нет ни малейшего сомнения в том, что эти двое знали друг друга. На самом деле, несмотря на очевидную оригинальность сочинений Мосси, влияние Корелли очевидно. Тем не менее, особенно в своих концертах Мосси делал независимый и контрастный выбор, обнаруживая многочисленные соответствия стилю своего коллеги Джузеппе Валентини.

Ноты сочинений Джованни Мосси на сайте библиотеки IMSLP